Сегодня в Минтрансе состоится экстренное заседание комиссии, проверявшей состояние Дарницкого моста. Он строится через Днепр с 2004 года. Как заявил первый замначальника Юго-Западной железной дороги Владимир Тягульский, в результате сдвига опоры №14 были повреждены некоторые элементы моста. «Железная дорога как заказчик строительства сделает все, чтобы затраты (по устранению аварии. — «ДЕЛО») компенсировали виновные. На проект потрачено около 4 миллиардов гривен, а для его завершения необходимо еще столько же.
В самой компании «Планета-мост», выполняющей работы по полотну моста, смещение называют «обычной рабочей ситуацией». Руководство фирмы-застройщика полагает, что скандал искусственно раздувается чиновниками, которые пытаются сменить неугодных подрядчиков.
«Это неординарная ситуация, произошло нарушение технологий. Конечно, это исправить можно, но ситуация внештатная», — говорит заместитель начальника по строительству Юго-Западной железной дороги Александр Скачков.
Железная дорога как заказчик масштабного строительства требует от подрядчика за свои средства исправить ситуацию. В то же время представители компании «Планета-Мост», которая занимается строительством моста, пытаются замять конфликт. «Да, балка частично сместилась в сторону. Проектировщики, может, что-то недопроектировали. На самом деле это рабочий момент, подобные ситуации случались и раньше. Мы это исправим в ближайшие недели», — уверяет Владимир Ярич, главный инженер БУ «Днепромост», филиала «БМК Планета-Мост». В компании говорят, что смещение опоры произошло всего на 30 сантиметров. Этого оказалось достаточно, чтобы погнуть надвижную балку.
В то же время источник «ДЕЛА» в одной из строительных компаний считает, что в связи с тем, что смещенная опора моста была скреплена с остальными опорами, необходимо провести проверку всего моста. «Нет гарантии, что завтра эта же ситуация не произойдет с другими опорами моста. Тем более, когда на них нагрузят полотно под состав поезда и шесть полос автомобилей», — говорит источник.
При этом ни на Юго-Западной железной дороге, ни в компании «Планета-Мост» не берутся оценивать сумму, в которую обойдется устранение аварии. «Если ситуацию раздуют, на мост могут нагнать массу специалистов, которые будут проводить исследования. Тогда бюджет может быть любым», — говорит Ярич.
В компании «Киевгипро-транс», генеральном проектировщике моста, заявляют, что нынешняя ситуация связана с ошибками в проектировании моста. «Питерские проектировщики сделали ошибку в расчетах по обеспечению несущей способности», — говорит Евгений Чернята, главный инженер «Киевгипротранса». На вопрос, есть ли риск того, что остальные опоры может постигнуть такая же судьба, он не ответил. «Хорошего в этом мало. Но стоять мост будет. Другой вопрос – как долго», — говорит Чернята.
Проблемный мост
На сегодняшний день около трети моста уже возведено. Одна из двух планируемых автомобильных эстакад соединяет левый и правый берега столицы, для второй строители достраивают опоры. «Планета-Мост» уже начала надвигать железнодорожную эстакаду, и на этом этапе начались проблемы.
Из 600 строителей, задействованных в строительстве данного моста, постоянно работают около 150 человек. Однако вчера на площадке увидеть удалось не более десятка человек. Причем основные силы были сосредоточены у пункта охраны строительства. На месте же аварии работы не ведутся — ждут выводов комиссии. «Наверное, проектировщик или эксперт», — указал Ярич на единственного человека, который находился на месте инцидента. В то же время инженер убежден, что на общие сроки строительства моста ситуация не повлияет. «Если бы инцидент искусственно не раздувался, мы бы уже давно эту неполадку устранили», — уверен он.
Проблемы со строительством Дарницкого моста возникали и ранее. Так, в мае 2007 года «ДЕЛО» писало о том, что из-за использования некачественных строительных материалов семь опор перехода дали трещины глубиной до метра. Питерская компания «Трансмост» тогда взяла на себя ответственность за ошибки в проекте. Для того чтобы строение не рухнуло под весом поезда или авто, верхнюю часть опор начали укреплять. Однако «Укринвестэкспертиза» при Министерстве строительства и архитектуры выступила с заявлением, что построенные опоры необходимо возводить наново, а укрепление их верхней части не будет способствовать прочности будущего моста. «При их строительстве было использовано в 10 раз меньше железобетона, чем было предусмотрено нормами. Мост может не выдержать нагрузки и рухнуть», — заявил тогда Альфред Критенко, заместитель начальника «Укринвестэкспертизы». Сегодня, по словам Критенко, для того чтобы провести экспертизу надежности укрепления, подключены два института. Оплачивать их работы будет «Киевгипротранс».