Сегодня модные архитекторы так и норовят сорвать со стен последние покровы, чтобы продемонстрировать «красоту» обветшалой кладки или бетона,— в жилых интерьерах им трудно разгуляться.
Слава богу, рынок этому способствует: потрясающие краски, невероятные обои, текстильные покрытия, разнообразная керамическая плитка, лепнина и безумные современные технологии, с помощью которых можно замаскировать один материал под другой. Кажется, ничего нового для стен и придумать невозможно. Но в ход уже пошли непривычные способы декора стен. В этом обзоре речь пойдет о тканевом дизайне. В глубокой древности…
Первые ткани в истории человечества появились очень давно. Их производили из грубых волокон растений. И до создания ткацкого станка эти волокна особым образом сплетали (помните, как в одной сказке принцесса плела из стеблей крапивы одежду для своего суженого?). Ткацкие станки появились в Древнем Египте, тогда же материю стали использовать в интерьере: полог у кровати, всевозможные драпировки, покрытия на жесткую деревянную мебель.
А любители роскоши — римляне использовали ткань не только для создания комфорта, защиты от солнца и сквозняков, но и для декорирования интерьеров своих городских палаццо и загородных вилл. В тонкую материю драпировались колонны, из нее шили занавеси на дверные проемы и межкомнатные арки. Тогда же впервые ткани стали использовать в виде многослойных штор: тонких — для укрытия от палящего солнца днем и более плотных — для защиты от ночных сквозняков и прохлады. При этом красоте полотна, его рисунку, качеству (римляне предпочитали шелка) уделялось ничуть не меньше внимания, чем его утилитарным свойствам, как средству защиты от ветра и холода.
В средневековой, варварской по мнению римлян, Европе функциональным достоинствам интерьерных тканей уделяли больше внимания. Это и объяснимо: каменные громады средневековых замков с их высокими потолками, вечными сквозняками и холодом нужно было, прежде всего, как-то утеплить. Для этого предпочитали использовать шерстяные материи, которые впоследствии стали украшать вытканным рисунком, – появились гобелены, тканые узорчатые пологи и балдахины над кроватями. А от межкомнатных сквозняков защищали плотные драпировки на дверных проемах. Роскошь пришла во дворцы европейской знати значительно позже, после морских экспедиций к берегам Индии, Ирана и Китая. Хотя привозимые оттуда ткани и ценились почти на вес золота, воспроизвести шелка, ковры и бархат европейские мастера не могли еще очень долго.
По-настоящему буйство сочных красок, блеск золотого и серебряного шитья, мерцание шелкового атласа и мягкую роскошь бархата европейские интерьеры приобрели во времена строительства и украшения дворцов в Версале. Вслед за резиденцией французских королей роскошь убранства особняков переняли и другие французские аристократы.
В России вплоть до эпохи Петра I не только избы, но и богатые дома занавесями и шторами не украшались. Но после петровских реформ отпрыски русской знати привозили из-за границы, помимо научных знаний, и привычки к роскоши в обустройстве быта. С тех пор появились в нашем языке доселе неизвестные термины: согласно словарю Даля «гардины» означали оконные занавески, а «портьеры» – дверницы, то есть занавесы для дверей. И те, и другие – гостьи из Франции. А вот «шторы», или правильнее «сторы», имели родные корни и представляли собой «прямой и гладкий подъемный оконный занавес».
Теперь значение тканей в интерьере трудно переоценить. Сложные, замысловатой конструкции многослойные шторы на окнах, вновь вернувшиеся текстильные обои, драпировки межкомнатных дверей и арочных проемов – все это многообразные и многоликие интерьерные ткани, без которых сегодня немыслимо ни одно жилище.
А недавнее увлечение слиянием нескольких комнат в единое жилое пространство породило еще одно назначение интерьерных тканей – выступать в роли временных «стен» и мобильных перегородок, разделяющих помещение на функциональные зоны.
Мы уже писали о способах зонирования жилого пространства. Среди них есть условное разделение на зоны, которое достигается за счет использования различных напольных покрытий, например, или отделки стен материалами разного цвета и фактуры. Но подобное деление только намекает на границы зоны, в то время как иногда требуется более ощутимое разграничение пространства.
Например, отделить зону отдыха от гостиной требуется, когда вам хочется отдохнуть от присутствия даже членов собственной семьи. Не говоря уже об отделении рабочей зоны от спального места вечером, если ваш компьютер и письменный стол, за неимением кабинета, расположены в спальне. Тогда разный цвет стен и напольного покрытия – слабые помощники, требуется более радикальный «делитель».
В этой роли могут выступать мобильные перегородки из ткани. Простейшая конструкция – это навесить, как шторы, материал на карниз, прикрепленный к потолку, и задвигать полотно по мере необходимости. При этом плотность ткани определяет и степень защищенности от света, что очень важно в случае отделения рабочего места от спального. От шума такая перегородка, конечно, не изолирует, но у нее, по сравнению со стеной, есть преимущество – она легко убирается днем и воздвигается вечером.
Этот вариант оформления удобен и в детской, если в ней живут два ребенка, один из которых занимается по вечерам. Если полотнище перегородки дополнительно снабдить кармашками, то их можно со стороны рабочего стола заполнить мелкими канцелярскими принадлежностями, а со стороны спального места – игрушками или даже небольшими растениями в горшках. Получится необычное дизайнерское решение. Правда, передвигать такую «нагруженную» конструкцию станет труднее.
А можно ткань натянуть на деревянные рамы, и такие полотна на каркасе перемещать по карнизу, укрепленному на потолке. Но это более сложная, а, главное, негибкая конструкция, так как полностью убрать перегородку не удается. Каркасом для ткани могут служить и створки ширмы, которые по мере надобности можно складывать, как гармошку.
В зависимости от качества, плотности материала и общего стиля комнаты выбирается и карниз, на который навешивается перегородка. Если вы планируете использовать плотную ткань, например, бархат с вышивкой, то и карниз для нее должен быть бронзовый или с позолоченными наконечниками. Такая драпировка арочного проема станет роскошной деталью интерьера, даже если она не имеет непосредственного практического значения.
Интересны в интерьере прозрачные ткани в виде паутины, однотонные или с рисунком, их можно повесить на тонкую проволочную струну. Несмотря на иллюзию непрочности, эти воздушные полотнища можно стирать и гладить. А в обстановке они создают ощущение легкости и насыщенности воздухом, перекликаясь с восточными интерьерами.
Новые технологии и особые пропитки способны сделать ткань пылеотталкивающей, водоотталкивающей, несминаемой, невыгорающей и даже негорючей. Поэтому современный интерьерный текстиль не только красив, но практичен, функционален и долго не теряет свой привлекательный вид.