Один из ведущих мировых архитекторов Норманн Форстер начал разрабатывать проект самого крупного здания в мире под названием «Хрустальный остров». По форме он будет напоминать устремленную вверх округлую пирамиду. Здание, примерная высота которого составит примерно 450 м, называют самым амбициозным проектом в мире. На счету британского архитектора уже много подобных проектов, однако российские специалисты относятся к нему весьма скептически.
Небоскреб, который уже получил название «Хрустальный остров», имеет высоту 449,88 м и представляет собой устремленную вверх округлую пирамиду, диаметр основания которой достигает 701 м, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на британский еженедельник Sunday Times.
Еженедельник уже присвоил проекту звание самого амбициозного здания в мире: по последним подсчетам, его стоимость составит 4 млрд долларов. Предполагается, что в здании разместится целый жилой квартал.
Внутри «Хрустального острова» будут сооружены 900 квартир категории люкс, разместится гостиница на 3 тыс. номеров, театр, спортивный комплекс, кинотеатр, музей и международная школа на 500 учащихся, а также многочисленные магазины.
Как заявил профессор Оксфордского университета Тимоти Эш, «Хрустальный остров» олицетворяет собой происходящий мощный взлет России, которая решительно входит в ХХI век.
По сведениям лондонского еженедельника, окончательное место расположения здания еще не определено. Предполагается, что стеклянная пирамида будет возведена в Нагатинской пойме – крупнейшей пойме в черте города, в 10 км к югу от центра Москвы. Датой ее постройки определен 2014 год.
На счету лорда Фостера множество амбициозных проектов. Он создал новый взгляд на архитектуру и изменил облик многих городов. Среди них берлинский Рейхстаг, лондонская башня Свисс-Ре и Британский музей, банк в Гонконге, Центр изобразительных искусств в Сайнсбери и многие другие.
В частности, для России Фостер разработал два интересных проекта. Это проект 600-метровой башни «Россия» в строящемся районе Москва-Сити и проект реконструкции островка Новая Голландия в центре Санкт-Петербурга.
Приглашение мастера такого класса может вывести российскую архитектуру на новый уровень. В то же время российские архитекторы довольно критично относятся к творениям признанного классика.
Так, по мнению директора Государственного института искусствознания Алексея Комеча, высотное строительство – это увлечение, которое осталось лишь в Китае, Юго-Восточной Азии, в то время как «остальной мир желает сохранить исторический центр с важными архитектурными силуэтами», писала «Российская газета».
В то же время, отмечало издание, некоторые проекты мэтра неплохо вписались в архитектурный облик столицы. Так, новый деловой центр «Москва-Сити» разместился там, где нет никакой исторической застройки, которая могла бы пострадать при возведении небоскреба. Кроме того, эта местность не была замечена в качестве любимого места для гуляния москвичей.
Петербургские планы лорда Фостера, напротив, встретили резкую критику со стороны публики. Как объяснила газете ВЗГЛЯД заслуженный архитектор России Александра Мусорина, Санкт-Петербург отличается от Москвы по многим историческим и архитектурным параметрам.
«Северная столица – это исторически богатый город, – пояснила она. – Несмотря на то что он был целиком построен иностранцами, город строился по единому плану, в то время как Москва возводилась постепенно и торговые кварталы перемежались с элитными зданиями, но это была историческая вязь».
По мнению Мусориной, московское своеобразие было изрядно испорчено во многом за счет современной точечной застройки города. Архитектоника многих ансамблей была испорчена и в советское время. Например, так произошло с храмом Василия Блаженного после постройки гостиницы «Россия».
«В Москве, особенно в ее историческом центре, надо быть очень осторожным, – подчеркнула архитектор. – Проект лорда Форстера требует большой площади и соответствующего окружения, поэтому для того, чтобы вписать здание в архитектурный облик столицы, ему потребуется не просто стремление сделать себе имя на грандиозном проекте, но умение чувствовать город».