Психолог, брат дизайнера

Психолог, брат дизайнера

Стремление к комфорту занимает одно из первых мест среди человеческих ценностей. Но не всегда наше жилье соответствует нашим внутренним потребностям. Иногда мы этого не осознаем и ощущаем дискомфорт на бессознательном уровне. Нам бывает попросту неуютно не только в кабинете шефа, но и на своем рабочем месте, и даже дома.

Мы стали часто обращаться к услугам дизайнеров при строительстве дома, квартиры, офиса, шоу-рума. И приглашать психологов для снятия личностных проблем. Все, кажется, логично: сапожнику доверяют сапоги, дизайнеру - дом, а психологу - проблемы. Однако: Все специализированные СМИ постоянно напоминают, что интерьер - это мощнейший фактор постоянного воздействия на наше психическое состояние. Интерь- ер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива, активизировать творческий процесс, стимулировать повышения продаж.

Стремление максимально эффективно использовать эти возможности интерьеров породило психодизайн - прикладную дисциплину конструирования среды обитания в зависимости от психологических характеристик человека.

Практически все дизайнеры гарантируют индивидуальный подход и психологический комфорт. Но чтобы решать задачи, их надо уметь ставить. В многотысячной армии интерьерных дизайнеров рядом с профессионалами благополучно трудятся выпускники месячных курсов и обаятельные шарлатаны. Да и профи легко могут превратить вашу квартиру в свою персональную выставку. Красиво, эффектно, престижно, а жить невозможно.

И дело не только в профессионализме и добросовестности. Создать дизайн-модель "под конкретного человека" можно только на основе объективной, научно обоснованной информации о психологических особенностях личности. Чтобы получить эти данные, применяются специальные методики, которыми владеют только опытные психологи. У дизайнера другое образование и другая профессия. С семьями и коллективами еще сложнее: на каждого члена семьи, сотрудника или клиента интерьер воздействует по-разному, требуется групповая диагностика, совместимость и адаптация.

Таким образом, возникла потребность в создании технологии, сочетающей в себе методы и техники психологии и дизайна.

Современный уровень развития психологии позволяет оптимизировать жилище под человека: появился инструментарий для измерения психологических характеристик и проецирования их на среду. Встречная задача - вписать человека в особенности жилища: будь это орбитальная станция или новая квартира. В реальной жизни эти задачи решаются одновременно.

2600 лет назад Гиппократ заметил, что состояние здоровья человека зависит от качества окружающей среды и образа жизни. Сегодня мы можем выявить компоненты среды и оценить их влияние на качество и продолжительность жизни:

  • - освещенность, воздух и вода - 60-70%;
  • - температурный режим - 7-10%;
  • - фоновые излучения - 5-7%;
  • - субъективное восприятие жизненного пространства - 5-10%.

Зачастую психодизайн - единственный способ нейтрализации негативного воздействия среды. Психологически выверенное жизненное пространство может добавить 5-10 лет жизни. Таким образом, психодизайн - это средство продления нашего пребывания в этом мире.

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСКЛЮЗИВНОГО КОМФОРТА

Сегодня на основе "закрытых" методик специалисты центра "Психодизайн" Союза дизайнеров России ведут консультирование клиентов по "нормальным домашним" интерьерам.

Проведя достаточно глубокое исследование человека или группы, психолог дает рекомендации по организации окружающего пространства в широком смысле: дома, квартиры, рабочего места. Исследование проводится при помощи тестов и психофизиологической аппаратуры, которые позволяют выявлять бессознательные установки, степень "конфликта со средой". Результаты аналитической работы с заказчиками передаются дизайнерам и архитекторам в виде рекомендаций по индивидуальному проектированию.

Иногда при первом знакомстве с методикой интерьерщики просто-таки возмущаются: как можно ука- зывать профессионалу, что и как делать?! И быстро успокаиваются, получив готовые рекомендации. Обычно они заключаются в том, что и как делать не рекомендуется. Скажем, использовать красные оттенки, открытые пространства и вытянутые формы. И только в редких случаях при решении конкретных задач присутствуют прямые рекомендации.

Разработаны и оттачиваются инструменты изменения среды, а не человека. Идеальным считается случай, когда психологи и дизайнеры создают среду обитания с нуля. Однако совсем необязательно полностью перекраивать проект или готовый интерьер. Например, можно просто передвинуть мебель с учетом линий магнитного поля Земли и других силовых линий. Консультанту Центра удалось предотвратить развитие заболевания человека, убрав его любимое кресло из узла силовых линий. Внесение или устранение мелких деталей может решить конкретных задачи и проблемы: от повышения настроения до гармонизации межличностных отношений в семье или команде.

Возможен и такой сценарий: вы пришли домой в плохом настроении. "Умный", индивидуально запрограммированный прибор считывает ваше психоэмоциональное состояние и подбирает тональность и интенсивность освещения, восстанавливая ваши силы. Современные осветительные приборы позволяют добиваться любого оттенка цвета. Специалистами Центра разработана система "обратной связи": человек - датчик - прибор-анализатор - система освещения.

Центр "Психодизайн" не только консультирует, но и осуществляет экспертизу готовых проектов и интерьеров, прогнозирует воздействие дизайн-модели на личность или коллектив. Эксперты представляют заказчику результаты анализа и конкретные рекомендации по корректировке проекта. Центр проводит тендеры или подбор исполнителей творческих проектов в соответствии с психологическими особенностями личности и конкретными задачами клиента.

Экспертиза, это, разумеется, расходная часть. Но не стоит забывать, что стоимость проекта не соизмерима с затратами на его воплощение. Иногда достаточно изменения отдельных элементов, внесения или устранения мелких деталей для "организации" интерьера и решения конкретных проблем и задач, стоящих перед человеком, семьей, коллективом.

В каждом конкретном случае заказчик сам высказывает пожелания. Помочь их грамотно сформулировать - дело консультанта. Показателен конкретный случай. Психодизайнера пригласили в мебельный салон для встречи с клиентом, который никак не мог подобрать подходящий интерьер. После исследования сознательных и бессознательных мотивов выяснилось, что для человека, выросшего в скромных условиях советского быта, детское впечатление от посещения Эрмитажа стало сильнейшим эмоциональным фактором. Понятия красоты, достатка и престижа воплотились для него в классическом интерьере. Но, так как все его партнеры и друзья "застроились" в минималистском стиле, он подбирал для себя такой же модный интерьер. Подсознание оказалось сильнее моды. После 30-минутной беседы консультант подвел клиента к залу классической мебели и ситуация решилась сама собой.

Вернуть утерянную когда-то гармонию с внешним миром - естественная потребность современного человека и всей цивилизации.

Понятие "дизайн" при оценке качества товаров на потребительских рынках приобретает все большее значение. Сфера дизайна охватывает практически весь предметный мир, а профессия дизайнера - одна из ключевых в рыночной экономике

Дата публикации: 13.03.18