Повышенная аварийность на трассе, угон транспорта, незаконная легализация машин, а также неудовлетворительная подготовка водителей в автошколах сделала дороги Украины весьма небезопасными.
Только в первом полугодии 2007 года из 2721 судебного решения относительно изъятия водительских удостоверений выполнено лишь 51, что составляет 1,8%.
ак следствие - водители-нарушители остаются уверенными в своей безнаказанности, из-за чего становятся источником повышенной опасности на дорогах.
"У нас 2200 автошкол, начали проверять и ужаснулись", - признался в.и.о. министра внутренних дел Михаил Корниенко.
По его словам, во время проверок экзамены в автошколах смогли сдать только 15% выпускников. По данному факту уже проходит лишение лицензий.
В ходе проверок за столь короткое время выявлено шесть случаев взяточничества 19 случаев превышения служебных полномочий.
"И это при том, что вся страна знает, что мы будем проверять", - отметил Корниенко.
Он также сообщил, что 200 человек из Центрального аппарата МВД отправляют для несения службы в Киев и Киевскую область.
Департамент ГАИ МВД Украины намерен увеличить до 310 количество сотрудников подразделения, которое занимается оформлением дорожно-транспортных происшествий в Киеве, сообщил в четверг, 22 ноября, начальник Департамента ГАИ МВД Украины Алексей Калинский.
Государственный департамент ГАИ МВД Украины обратился к руководству Министерства внутренних дел с просьбой выделить дополнительно 190 должностей для работников киевской ГАИ.
По словам Калинского, в столице ежедневно случается до 350 дорожно-транспортных происшествий, а работников ГАИ, которые бы их фиксировали, не хватает.
В связи с этим задержка приезда к месту ДТП сотрудников Госавтоинспекции иногда составляет 6-7 часов. Именно для того, чтобы устранить эту проблему, необходимо выделить для киевской ГАИ дополнительные должности.
Накануне заместитель генерального прокурора Украины, прокурор города Киева Евгений Блаживский внес представление начальнику Главного управления Министерства внутренних дел Украины в городе Киеве с просьбой устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Как отметили в пресс-службе прокуратуры Киева, в частности, речь идет об изъятии удостоверений водителя по решению суда, усилении административного влияния на нарушителей и привлечении к ответственности виновных работников ГАИ.
Основанием для этого стала проверка деятельности органов Госавтоинспекции столицы, в ходе которой обнаружены многочисленные факты невыполнения работниками милиции судебных решений относительно лишения водительских прав.
"Так, уже в течение нескольких лет госавтоинспекторы в Днепровском районе Киева не изымают по решениям районного суда удостоверения водителя у киевлянина, который за последние три года восемь раз был задержан в состоянии алкогольного опьянения", - сообщили в пресс-службе.
Каждый раз суд к нарушителю правил дорожного движения применял наиболее строгое административное взыскание - лишение права управлять транспортными средствами от одного до двух и даже - до трех лет.
Сотрудники Госавтоинспекции МВД Украины на протяжении позапрошлой недели изъяли у правонарушителей почти две тысячи водительских удостоверений, сообщили во вторник, 20 ноября, в пресс-службе Департамента ГАИ МВД Украины.
Эти документы водители должны были самостоятельно сдать в подразделение ГАИ во исполнение судебных приговоров о лишении права управления транспортными средствами.
Однако сотрудники ГАИ в который раз подчеркивают, что несовершенство действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения чрезвычайно осложняет механизм реализации таких судебных решений, поскольку у правонарушителя, который лишен права управления транспортными средствами и умышленно не выполняет соответствующее решение суда, работник ГАИ не имеет права изъять удостоверение водителя непосредственно на линии.
Для того чтобы изъять удостоверение, необходимо водителя-правонарушителя доставить начальнику подразделения ГАИ, и только последний имеет полномочия выполнить решение суда, оформив необходимые документы.
Как отметил Калинский, только за 10 месяцев 2007 года по решениям судов были лишены прав на управление транспортными средствами 44 тысячи водителей, а выполнено всего 19 тысяч судебных решений.
Главное управление Министерства внутренних дел в Киеве, столичное Управление Госавтоинспекции, а также Главное управление транспорта КГГА и профильные коммунальные предприятия подписали Меморандум о взаимодействии городской власти с ГАИ в работе по организации безопасного дорожного движения на улицах столицы.
Как сообщается, столичная власть совместно с правоохранительными органами разработала программу мероприятий по организации безопасности дорожного движения и минимизации заторов. Ее основным пунктом стало сокращение сроков внедрения автоматизированной системы управления транспортом вдвое - через 18 месяцев.
"Мы определили первоочередные меры по организации безопасности на столичных дорогах... Так, в ближайшее время на наиболее проблемных перекрестках появятся 100 информационных табло, а "интеллектуальные светофоры" будут координировать свои действия в зависимости от ситуации на дороге, это позволит убрать с перекрестков 240 регулировщиков. На проблемных улицах заработает система, которая на данный момент уже успешно внедрена на Бориспольской трассе", - отметил первый заместитель председателя КГГА Денис Басс.
По его словам, дороги оснастят специальным приборами, которые зимой будут контролировать температуру дорожного покрытия. Если на дороге образуется гололед, то "будет передаваться специальный сигнал и, кроме того, автоматически будет рассчитываться необходимое количество соли для посыпания дорожного покрытия и будет вызываться спецтехника".
Кроме того, дороги будут оснащены камерами наблюдения, отслеживающими правонарушения, - подчеркнул Басс. Данная система обойдется столичным налогоплательщикам более чем в 170 миллионов гривен. Запустить ее работу планируется с момента принятия Верховной Радой закона, который утвердит средства фотофиксации как доказательства в судебных делах о ДТП.
Также совместно с управлением ГАИ Киева были решены вопросы штрафплощадок, на которых стоят автомобили, изъятые вследствие ДТП. На данный момент в городе действуют 3 штрафплощадки вместительностью около 400 автомобилей. При этом на них пока находится около 1 тысячи автомобилей.
Басс отметил, что сотрудничество столичных транспортников с ГАИ и МВД станет реальным оружием "в борьбе с безалаберщиной на дорогах, многочисленными ДТП и заторами".
Правоохранительные органы обещают обеспечить усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения всеми его участниками. В ответ столичная власть в пределах своей компетенции создаст условия для цивилизованного и комфортного передвижения дорогами Киева, отмечают в Киевской городской государственной администрации.
Департамент ГАИ МВД Украины попросил всех участников дорожного движения не предлагать денежное вознаграждение работникам Госавтоинспекции. За подобные действия предусмотрена уголовная ответственность.
Как сообщили в понедельник, 26 ноября, в пресс-службе Департамента ГАИ МВД Украины, о фактах злоупотребления ГАИ просит сообщать по телефону доверия департамента – (+38 044) 272–46–59. В ГАИ пообещали реагировать на такие сообщения немедленно.
Так, на протяжении десяти суток задокументировано шесть случаев, когда сотрудники ГАИ пытались получить средства от водителей за непривлечение последних к административной ответственности. В частности, такие факты зафиксированы в Луганской, Киевской и Черниговской областях. Кроме этого, в Закарпатской области задокументированы противоправные действия жителя села Большая Бейгань Береговского района.
В служебном помещении Береговского районного отдела ГАИ он пытался дать взятку в сумме сто долларов США должностному лицу данного подразделения.
МВД Украины усилило гласный и негласный контроль за несением службы работниками Госавтоинспекции во исполнение требований президента Украины относительно укрепления дисциплины и законности среди работников Госавтоинспекции.
Как сообщалось 12 ноября, президент Украины Виктор Ющенко поручил Службе безопасности Украины и Генеральной прокуратуре начать операции по выявлению взяточников в Государственной автомобильной инспекции и министерстве внутренних дел в целом.
"Предупреждаю: не калечьте свою судьбу! Я дал поручение СБУ и ГПУ разработать операции по выявлению взяточников", - заявил президент, завершая совещание, посвященное вопросам деятельности ГАИ.
Тогда Ющенко отметил, что ему известны факты платы за назначение на руководящие должности в ГАИ – суммы в отдельных случаях достигают сотен тысяч долларов. Глава государства также призвал исполняющего обязанности министра внутренних дел Михаила Корниенко покончить с практикой сопровождения автомобилями ГАИ контрабандных грузов и нелегальных мигрантов.
В то же время президент выразил убеждение, что начальники областных и киевского ГАИ должны принимать личное участие в патрулировании улиц наряду с рядовыми сотрудниками ГАИ.
По его убеждению, это даст возможность продемонстрировать последним, что можно наказать и высокопоставленных должностных лиц за нарушение правил дорожного движения.
Президент поручил исполняющему обязанности министра внутренних дел Михаилу Корниенко уволить из органов ГАИ тех руководителей, которые не справляются с возложенными на них обязанностями.
Также Ющенко поручил руководству МВД через месяц предоставить Секретариату президента все необходимые законопроекты, направленные на улучшение ситуации на автодорогах.
Руководству МВД до 1 января 2008 года глава государства поручил установить в каждом областном центре Украины не менее 30-ти камер видеонаблюдения за дорожным движением.
К следующему совещанию, посвященному деятельности ГАИ, должна быть сформирована общенациональная программа безопасности дорожного движения.
Ющенко подчеркнул, что необходимо изменить правила игры, которые дадут возможность повысить безопасность движения. В частности он повторил свой тезис о необходимости усиления ответственности за нарушение дорожных правил, отметив, что штрафы в Украине одни из наименьших не только на постсоветском пространстве, но и в мире.
Как он отметил, в Украине в среднем штраф составляет до 40 евро, тогда как в России 360 евро, а в Польше - 1400 евро.
"С такой нормой ответственности мы справимся с подобным злом?" - спросил президент.
Ющенко подчеркнул, что необходимо выработать новую политику регистрации транспорта, в том числе и того, который приходит из-за границы, а также повысить образовательный уровень граждан относительно этики поведения на дорогах, знание правил еще со школьного возраста.
Важным вопросом, по словам главы государства, являются также шаги по преодолению взяточничества в МВД и ГАИ.
Открывая совещание, президент Украины Виктор Ющенко охарактеризовал работу Государственной автомобильной инспекции как бездарную и непрофессиональную.
"Каждый год мы теряем на дорогах 7-7,5 тысячи людей – это оценка вашей работы. Вы работаете бездарно и непрофессионально!" – заявил президент.
"Посмотрите, как оборудованы наши дороги. Первая задача – не как сделать рекламу на дорогах, а как сделать безопасное движение. Посмотрите на разметку дорог – это средства или ваше уважение к профессии?! На дорогах Украины есть 4,162 тысячи пунктов, где наибольшая концентрация ДТП. Это не дико, что в течение 30 дней ничего вы там не можете сделать, обустроить те перекрестки по закону? Я даю три месяца, чтобы из этих 4,162 тысячи остался ноль", - подчеркнул он.
По словам Ющенко, "пусть появится новая статистика, пусть появятся новые места, но не допускайте, чтобы, например, ставить знак "ухабистая дорога" и три года можно жить".
"Это претензия также к Укравтодору", – добавил президент.
"Вам государство дало монополию, в рамках которой вы осуществляете мониторинг технического состояния транспорта. В рамках указа, который я подпишу, нам нужно выработать план, чтобы это обеспечить на достойном уровне", - отметил Ющенко.
"Сейчас речь идет не только о перекрестках, но и в целом, о том удельном весе улиц, которые эксплуатируются с недостатками, - 31% дорог в Украине таких. Если говорить о последних 7 годах – милицией наложено в 2006 году в два раза меньше штрафов и в 7 раз меньше взыскано штрафов, чем было 6 лет назад", - заключил президент.
Министерство внутренних дел, в свою очередь, увеличивает в 3 – 5 раз размеры штрафных санкций за нарушения правил дорожного движения, сообщил исполняющий обязанности министра внутренних дел Михаил Корниенко.
"На этот счет президент нас полностью поддержал", — констатировал Корниенко.
Как он отметил, ориентируясь на практику некоторых европейских стран, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии можно было бы предложить водителю заплатить и 1800 евро. Но если учитывать средние доходы, то и предложенное МВД увеличение ощутимо ударит по карману рядового автолюбителя.
При этом он выразил уверенность в том, что планируемые меры обуздают не только рядовых граждан, но и лиц, злоупотребляющих своим высоким положением. В частности, подчеркнул Корниенко, "спецномера однозначно должны быть отменены".
В понедельник, 26 ноября, в Киеве сотрудники Госавтоинспекции уничтожили почти 400 специальных номерных знаков со служебных автомобилей высокопоставленных должностных лиц. 13 ноября 2007 года глава государства издал указ "Об отмене специальных номерных знаков для служебных транспортных средств".
Таблички с номерными знаками разрезали на станке и превратили в металлолом на территории столичного МРЭО-5.
Комментируя это событие, начальник Государственного департамента ГАИ МВД Украины Алексей Калинский отметил: "Сегодня МВД отчиталась перед президентом Украины, Кабинетом министров о стопроцентном выполнении указа".
По словам Калинского, во исполнение этого указа были изъяты и утилизированы 224 специальных номерных знака.
При этом он отметил, что номерной знак, предназначенный для автомобиля президента, Ющенко не получал и не использовал, а номерной знак "222", хоть и был изготовлен, не закреплялся ни за одним из высокопоставленных должностных лиц. В связи с этим он будет передан в Музей МВД.
Также 26 ноября, параллельно с указанным количеством специальных номерных знаков, которые были изъяты на протяжении этого месяца согласно указу президента, были уничтожены еще 175 номеров, которые выдавались народным депутатам предыдущих созывов, Кабинету министров и были аннулированы соответствующим указом МВД в 2005 году.
Отвечая на вопрос журналистов, Калинский отметил, что утилизированные номерные знаки будут взвешены, оприходованы и сданы на металлолом.
Он еще раз напомнил, что вместо сданных ГАИ спецномеров высокопоставленные должностные лица получат обычные номерные знаки, которые выдаются на все автомобили.
В Секретариате президента завершается разработка законопроектов, призванных усилить контроль на дорогах. Об этом сообщил на брифинге заместитель главы Секретариата президента Игорь Пукшин.
Он прогнозирует, что в течение нескольких недель президент внесет на рассмотрение парламента пакет законопроектов, направленных на повышение штрафных санкций, передачу в ведение МВД вопросов об уплате штрафов, кроме вопроса об изъятии прав. При этом предполагается, что работники ГАИ будут выписывать квитанции, а оплата будет проходить через банки.
По словам Пукшина, большое внимание уделят максимальному удалению от человеческого фактора, поскольку сегодня есть много обвинений в коррупции в адрес работников ГАИ. В частности, предлагается увеличить количество технических средств контроля, таких как видеокамеры, фотокамеры.
Как он отметил, если, например, поставить десять соответствующих устройств в Киеве и еще пятьдесят муляжей и все время переставлять их в разные места, то это будет способствовать уменьшению дорожно-транспортных происшествий и уменьшению количества взяток, которые берут работники МВД, чтобы не оформлять штрафы официально.
Также законопроекты предусматривают усиление контроля за учреждениями, которые выдают права. Что же касается уже выданных прав с нарушениями, в частности, купленных, то на сегодня вокруг этого вопроса еще продолжается дискуссия.