Крымская недвижимость начала стремительно дорожать 6-7 лет назад, вместе с экономическим ростом в России и на Украине. С 2000 года цены на дома и участки в Симферополе и на Южном берегу увеличились едва ли не в 10 раз. Сейчас в Крыму - спасибо теплому климату, морю, красивым ландшафтам и славному прошлому «всесоюзной здравницы» - хотят поселиться так много обеспеченных людей, что полуостров напоминает красавицу, истерзанную чрезмерным мужским вниманием.
Два года назад «оранжевые» пришли во власть под знаменами борьбы с коррупцией и реприватизации, но не добились значительных успехов ни в том, ни в том. Сейчас люди, возглавлявшие «майдан» осенью 2004-го, снова держат рычаги управления страной, а на роль главного противника, похоже, назначены нарушения и преступления в земельной сфере. Перед новогодними праздниками президент поручил генпрокурору безотлагательно — до конца первого квартала — проверить, как соблюдают земельное законодательство в Крыму, Киеве и Киевской области. По мнению Виктора Ющенко, в этих регионах царят «массовые нарушения земельного законодательства, безнаказанность заказчиков и организаторов преступных схем» и прокуратура должна привлечь виновных к ответственности. «Мы возвращаемся к контролю вопросов, связанных с организацией рынка земли, выделения земельных участков, в том числе, в Крыму»,— сказал глава государства на предновогодней пресс-конференции.
Совет национальной безопасности и обороны, по словам Ющенко, тоже будет уделять особое внимание земельным вопросам. Вернувшийся в кресло министра внутренних дел Юрий Луценко воспринимает земельную ситуацию в Крыму как личный вызов. Обвинив крымскую милицию в неспособности справиться с ситуацией вокруг захватов земли, он принял решение расформировать Ялтинский горотдел МВД. Фронт открыт, первые выстрелы прозвучали, но удастся ли Киеву разрубить крымский гордиев узел земельно-межнациональных проблем? Земельный «Змей Горыныч» В Крыму параллельно существуют как минимум три проблемы, связанные с землей. Первая — самовольные захваты территорий крымскими татарами (сейчас общая площадь захватов — тех застроенных грязно-желтыми нежилыми хибарками «полян протеста», которые часто показывают в теленовостях — превышает полторы тысячи гектаров). Вторая — сомнительные с точки зрения закона решения сельских, поселковых и городских советов, которые ведают распределением земли в пределах своих населенных пунктов (сколько земли отошло таким образом фирмам и частным лицам неизвестно, но счет явно идет на тысячи гектаров).
Третья — несоблюдение украинского законодательства, которое гарантирует каждому гражданину право получить земельный участок. Эти три аспекта переплелись так тесно, что попытки решить отдельно взятую проблему только затягивают узел и повышают напряженность. Главная причина ажиотажа вокруг земли горных и прибрежных регионов крымского полуострова — ее высокая стоимость. Крымская недвижимость начала стремительно дорожать 6–7 лет назад, вместе с экономическим ростом в России и на Украине. С 2000 года цены на дома и участки в Симферополе и на Южном берегу увеличились едва ли не в 10 раз. Сейчас в Крыму — спасибо теплому климату, морю, красивым ландшафтам и славному прошлому «всесоюзной здравницы» — хотят поселиться так много обеспеченных людей, что полуостров напоминает красавицу, истерзанную чрезмерным мужским вниманием. В степных регионах северного Крыма, где земля в несколько раз дешевле, ситуация в земельной сфере не хуже, чем в других регионах Украины. Народный промысел Крымско-татарские репатрианты захватывали землю еще до того, как Украина получила независимость.
В конце 1980-х и начале 1990-х годов, возвращаясь из мест депортации, около двухсот тысяч крымских татар захватили около 40 тысяч гектаров для строительства домов. Эти захваты часто были вынужденными: репатрианты возвращались на родину, на землю, которую они считали своей,— и сталкивались с необходимостью становиться в очередь на получение участка, обивать пороги госучреждений, собирать документы и воевать с бюрократами, чтобы получить разрешение построить дом. А скоро, представьте, зима, а рядом жена и дети и надо где-то жить… Вот и строили дома, не дожидаясь разрешений. Большая часть так называемых «поселков компактного проживания репатриантов», которые есть во всех райцентрах и почти во всех поселках центральной части Крыма,— это самовольные захваты земли, узаконенные задним числом. Тогдашняя власть не смогла предложить крымским татарам упрощенный механизм выделения участков, но согласилась узаконить самозахваты — и это большой промах. Те репатрианты, кто захватывает землю сегодня, идут по пути, проторенному сотнями тысяч соотечественников,— как их остановить?
По данным Госкомитета по делам национальностей и религий, все крымские татары, вернувшиеся из Средней Азии, обеспечены землей в степном Крыму. Нынешние захваты земли вызваны, в первую очередь, не отсутствием жилья, а тем, что, когда цена на южнобережную землю взлетела вверх, репатрианты почувствовали себя облапошенными. По данным Республиканского комитета Крыма по земельному хозяйству (Рескомзем), захваченную землю продают по три тысячи долларов за сотку (участок стандартного размера приносит захватившему 30 тысяч, для Крыма это огромные деньги). Узаконенные захваты стоят дороже — около восьми тысяч долларов за сотку. Завершив один бизнес-проект, начинают новый — Рескомзем выявил лиц, которые бесплатно получили по 4–6 земельных участков. В числе захваченных — земли, у которых уже есть собственники,— Национальная аграрная академия, различные предприятия, да и просто фермеры, которые получили под Симферополем наделы для ведения сельского хозяйства,— а на этих наделах вдруг выросли сараи из ракушечника.
Меджлис (незарегистрированное объединение, сформированное в 1991 году, претендующее на статус «органа национального самоуправления» крымских татар) призывает соотечественников захватывать землю «цивилизованно»: сначала пытаться получить участки законным путем, освободить территории, у которых уже есть хозяева. Но среди тех, кто стоит на «полянах протеста», большим авторитетом пользуются не меджлисовские лидеры, а радикальные вожаки, заработавшие авторитет именно в ходе захватов земли. Кроме того, руководители меджлиса признают, что захваты земли, на которых постоянно дежурят сотни человек, становятся рассадником мусульманских сект разной степени радикальности. Раздел Южного берега Лидеры крымских татар утверждают, что волна групповых захватов земли в 2006 году — это реакция на несправедливое и незаконное распределение земель местными советами. Действительно, начиная с 1990-х, земля в прибрежных регионах Крыма распределялась примерно так же, как во всем СНГ проходила приватизация государственных предприятий — то есть, мягко говоря, не всегда законно. Вдоль Южного берега, часто менее чем в сотне метров от линии прибоя (там, где закон запрещает любое строительство), росли беломраморные дворцы новых хозяев жизни, построенные по французским и итальянским проектам. «Если смотреть с моря, с катера, вообще не поймешь, что это Крым — Шанхай какой-то»,— возмущается бессистемной застройкой Южного берега спикер парламента Крыма Анатолий Гриценко. По словам Николая Голубева, главы Республиканского комитета Крыма по земельным ресурсам, 50 процентов «земельных» решений, которые принимают местные советы Южного берега Крыма, являются незаконными.
Раздается, в том числе, земля, распоряжаться которой местные советы не имеют права — особняки строят на окраинах Никитского ботанического сада, Мисхорского парка, Ялтинского горно-лесного заповедника. Глава Рескомзема утверждает, что уже начали распродавать тысячу гектаров территории заповедника на склоне Ай-Петри, где лес был уничтожен пожаром в августе прошлого года. Привлечь депутатов или председателя местного совета к ответственности за эти действия невозможно: все решения принимаются коллегиально, крайних нет («система коллективной безответственности»,— говорит об этом начальник Госинспекции по контролю за использованием и охраной земель Крыма Валентин Дьяченко). Прокуратура может опротестовать решение местного совета, суд может обязать совет отменить его, но не больше. Закон и правда жизни Согласно 122 статье Земельного кодекса Украины, каждый гражданин имеет право один раз бесплатно получить земельный участок для строительства жилого дома в любом регионе страны. В Крыму эта норма не действует. Дело вот в чем. Право на получение земельного участка имеют миллионы граждан Украины. Сейчас один ар (сотка, участок земли десять на десять метров) в поселке на Южном берегу Крыма, не очень близко к морю, стоит не менее 10 тысяч долларов. Средняя украинская зарплата эквивалентна 250 долларам в месяц.
Если получить на Южном берегу участок под строительство жилья (10 соток) и перепродать его — выручишь сумму, ради которой, при нынешнем уровне зарплат, пришлось бы работать 32 (!) года. Если требования Земельного кодекса будут выполняться, в Крым (и Киевскую область, где цены на землю приблизительно такие же) за участками ринутся толпы людей. Так что делать Симферопольскому горсовету или местным советам Южного берега? Если они будут действовать по закону — просить парламент Крыма о расширении населенных пунктов и без проволочек выдавать участки всем желающим — то через полтора-два года свободной земли практически не останется — каждый клочок получит хозяина, весь южный и горный Крым, кроме заповедников и виноградников, станет огромным коттеджным поселком. (Хотя, может быть, это и есть наилучший выход — максимально справедливо, в соответствии со 122-й статьей, раздать всю свободную землю, а потом, когда, скажем, «Хьятт» или «Рэдиссон» захотят построить в Крыму долгожданный пятизвездочный отель,— пусть выкупают участочки у десятка землевладельцев). Но пока 122 статья остается такой же фантастической, как, например, норма о бесплатном медицинском обслуживании. Горсовет Симферополя, попытался найти компромиссный вариант — ввести некий ценз оседлости и выдавать участки только тем, кто прожил в городе более пяти лет. Но эту практику легко оспорить в суде, ведь она, в нарушение Конституции, вводит дискриминацию граждан по месту жительства. Остальные местные советы просто отказывают большинству заявителей в выделении земельных участков. Получается забавно: в сельсовете гражданин слышит «свободной земли нет», а, выйдя за дверь, видит огромную стройку, в которую превратился Южный берег.
Простому человеку (то есть, неспособному надавить на депутатов местного совета или задобрить их) получить участок в прибрежном регионе практически невозможно. Это, в частности, дает репатриантам моральное право захватывать землю, «отвечая», по их словам, «беззаконием на беззаконие». «Самовольное занятие нашими соотечественниками земель — пустующих, или выделенных явно незаконно различным чиновникам, депутатам или коммерческим структурам — остается пока вполне оправданным средством защиты своих прав»,— сказал недавно крымскотатарский лидер Мустафа Джемилев. Патовая ситуация Возможности правоохранительной системы в данных обстоятельствах весьма ограничены. Закон об уголовной ответственности за самовольный захват земли вступил в силу почти год назад, но в Крыму ни разу не применялся. В ноябре минувшего года один-единственный эпизод, когда в Крыму было исполнено решение суда о сносе незаконных построек — инцидент на плато Ай-Петри — создал серьезную угрозу межнационального противостояния.
Ряд крымско-татарских лидеров открыто заявили о необходимости объявить всенародную мобилизацию и создать национальные отряды самообороны. С тех пор в Крыму не освободили ни одного захваченного земельного участка, хотя спикер парламента Крыма не раз обещал, что «эта деятельность будет продолжена». Скорее всего, от ликвидации захватов земли отказались из опасения массовых акций протеста, которыми грозили крымско-татарские лидеры. «Даже если половина нашего народа выйдет на улицы, мы парализуем работу всех крымских органов власти»,— заявил в середине декабря Мустафа Джемилев. Перед новым руководством крымской милиции и перед следственной комиссией, которая прибыла из Киева специально для решения земельных проблем, стоит очень непростая задача.
Если провести проверку решений местных советов и поотбирать у собственников полученные сомнительным путем участки южнобережной земли вместе с особняками, но не трогать крымско-татарские самовольные захваты, неприязнь славянского населения к организаторам «этнических» захватов земли перехлестнет через край. Если начать ликвидировать крымско-татарские «поляны протеста», неизбежны будут масштабные уличные акции (и, к тому, же, крымские татары — это, все-таки электорат Виктора Ющенко, а Мустафа Джемилев — депутат от пропрезидентской «НУНС», которую возглавляет Юрий Луценко). Какой бы путь ни выбрала новая власть, ей вряд ли удастся решить главную проблему — обеспечить выполнение 122 статьи Земельного кодекса. Просто потому, что земли в Крыму мало, на всех не хватит. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции