Проектов строительства мостов и тоннелей в Киеве в данный момент хоть отбавляй. Основной проблемой нашего времени остается вопрос реализации, даже самых хороших и нужных, проектов.
С ежедневным ростом количества автомобилей в Киеве все больше усугубляется и без того непростая транспортная ситуация. Транспортная система столицы, рассчитанная на значительно меньшее количество подвижного состава, исчерпывает свои последние ресурсы, и реальность транспортного коллапса уже не кажется мифической большинству киевлян.
Ежедневно мосты через Днепр в Киеве пересекает около 300 тыс. автомобилей, при пропускной способности мостов: Московского – 85 тыс., Метро – 59 тыс., моста им. Патона – 67 тыс., Южного – 60 тыс. машин. По расчетам экспертов, уже сегодня городу требуется увеличить их пропускную способность как минимум до 350 тыс. авто в сутки.
Постоянные заторы и тянучки для всех стали нормой. Хотя опыт развитых стран свидетельствует о том, что данную проблему можно решить. Тем более, что Украина, а соответственно и Киев, взяли на себя обязательства на высоком уровне провести Евро-2012, что должно подтолкнуть городские власти к действенным шагам по разгрузке транспортной системы города.
В первую очередь, это можно сделать за счет реконструкции старых и строительства новых мостов, ведь большинство заторов в городе возникает из-за слабой пропускной коммуникации между берегами Днепра. Другим выходом из сложившейся ситуации может стать сооружение тоннелей, которые соединят правый и левый берег столицы, позволив водителям добраться из одного конца города в другой, минуя и без того перегруженную центральную часть. Насколько реальными выглядят планы строительства новых мостов и тоннелей в Киеве?
Любимый и не очень
В последние годы большинство разговоров о строительстве новых мостовых переходов в Киеве ведется вокруг двух сооружений – так называемого Дарницкого моста и Подольско-Воскресенского мостового перехода.
Первый, известный в народе как "мост Кирпы", начали строить в уже далеком 2004 году, а в текущем году его должны были ввести в эксплуатацию. По замыслу столичных властей после завершения строительства мост должен эксплуатироваться в качестве второго "метромоста".
Впрочем, как и все у нас в стране, что касается больших денег (а в строительство автомобильно-железнодорожного мостового перехода запланировано вложить 9,3 миллиарда гривен), пошло не совсем так, как планировалось изначально. Много важных нюансов выяснялось уже по ходу строительства – в разное время возведению моста мешали, то украденные миллиарды, то несогласованность между учреждениями, ответственными за строительство, то нежелание столичных властей хоть как-то принимать участие в реализации проекта, то ошибки проектировщиков и нарушения технологий строительства. Подлило масло в огонь и сообщение о том, что еще недостроенный мост уже является аварийно опасным.
В мае 2008 года по мосту должно было открыться железнодорожное движение, в последний момент сроки отодвинули до конца года. Впрочем, эксперты не столь оптимистичны в прогнозах – по некоторым данным по планам выделения денег из бюджета в размере 1,2 миллиарда гривен на сегодняшний день не выделено ни копейки. "Укрзалізниця" прекратила финансирование моста, хотя и является заказчиком его строительства.
Об автомобильной составляющей речь не идет – столичные власти всеми силами стараются показать свое безразличие к проекту. И стоит сказать, зря, ведь только недавно стало известно, что чиновники из КГГА планируют до 2012 года осуществить реконструкцию старейшего в Киеве автомобильного мостового перехода – моста им. Патона. На что потребуется как минимум 27 месяцев… А все специалисты в один голос твердят, что для безболезненного закрытия моста нужно открыть как минимум один аналогичный транспортный коридор через Днепр. Иначе транспортный коллапс в столице неминуем!
Судя по всему, свои взоры в этом вопросе столичные власти обратили к Подольско-Воскресенскому мостовому переходу, который стал для КГГА одним из самых эффективных PR-ходов.
Общая стоимость работ по возведению Подольско-Воскресенского моста составляет 5 миллиардов гривен. В бюджете на 2007 год на его строительство выделено 800 миллионов гривен. Общая длина сооружения составит 7,04 километра.
Первую очередь автомобильной составляющей моста уже ввели в эксплуатацию, хоть и в урезанном варианте – транспорт движется пока только в одну сторону, в сторону Оболони. Ввод в эксплуатацию второй очереди моста запланирован на 2010 год, а в 2011 году по нему пойдут поезда метро. Трасса берет начало на перекрестке улиц Набережно-Луговая и Межигорская, пересекает Гавань, проходит по Рыбальскому острову, пересекает Днепр, Труханов остров, реку Десенку, урочище Горбачиха, Русановские сады и заканчивается на бульваре Перова. Длина мостового перехода – 7,1 км, 2 пути метрополитена внизу, 6 полос автотранспорта сверху.
Впрочем, и здесь не все так просто. При строительстве Подольско-Воскресенского моста столичные власти столкнулись с проблемой отселения жителей 300 дачных домов, которые попали в зону возведения мостового перехода. Данный нюанс существенно замедлил темпы строительства моста, что заставило проектировщиков и строителей немного скорректировать планы завершения работ. Но столичные власти непреклонны – все завершится в отведенные планом сроки. Очень хотелось бы верить!
Уходим под землю
Действенным способом разгрузить от транспорта и снять нагрузку с мостов, может стать строительство тоннелей. Предварительные проекты подобных сооружений были сделаны достаточно давно, но до последнего времени никто серьезно не воспринимал возможность их реализации.
С недавних пор разговоры о строительстве подобных объектов получили новый импульс. Теперь столичные власти не только не боятся вслух говорить о возможности реализации таких проектов, но и усиленно ищут источники их финансирования.
В данный момент существует два проекта строительства тоннелей в Киеве. Первый проектируется в составе Подольско-Воскресенского мостового перехода и фактически представляет собой два тоннеля диаметром 14,2 м и длинной 1,6 км каждый. В них планируется трехполосное движение от улицы Черновола до улицы Фрунзе (в обоих направлениях). Въезд в них будет находиться в непосредственной близости от заезда на будущий Подольский мост. Стоимость работ оценивается в 2,2 млрд грн., а срок строительства — 30 месяцев. Второй, более востребованный, транзитный тоннель под Днепром может соединить Броварской проспект, начиная от станции метро "Левобережная", и площадь Победы. Основная идея данного проекта состоит в том, что автомобили смогут беспрепятственно проехать с Правого на Левый берег Днепра и наоборот, минуя постоянно загруженный транспортом центр города. Данный тоннель предусматривает движение по двум уровням, что означает введение ограничения на габариты транспортных средств – в этот тоннель пустят исключительно легковушки. Стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд грн., а реализован он будет через 45 месяцев после начала строительства.
Кроме того, накануне стало известно, что одна из итальянских строительных компаний предложила Министерству транспорта и связи свой вариант строительства тоннеля под Днепром, который может стать альтернативой Южному мосту. Проект предусматривает создание 5-полосного тоннеля, в котором автомобили смогут передвигаться со скоростью 100 км/ч. Его общая длина составит около 7 км, за сутки тоннель сможет пропустить 170,4 тыс. автомобилей. В данный момент чиновники из министерства рассматривают аргументы за и против такого строительства.
В целом картина вырисовывается такая – проектов строительства мостов и тоннелей в Киеве в данный момент хоть отбавляй. Основной проблемой нашего времени остается вопрос реализации, даже самых хороших и нужных, проектов. С Дарницким мостом автомобилистам придется подождать, как минимум лет пять, Подольско-Воскресенскй мостовой переход откроют согласно проекту в 2010 году, но в силу разных обстоятельств сроки реализации могут отложить. С тоннелями все еще запутанней – известно только одно, что по самым оптимистическим прогнозам первый подземный транспортный коридор в столице мог бы появиться не раньше чем через 30 месяцев. А поток автомобилей продолжает расти, хотя двигается в последнее время он все медленнее.