На рынке недвижимости столицы наблюдается стагнация, связанная с тем, что банки стали жестче подходить к выдаче ипотечных кредитов.
Предъявляются более высокие требования к подаваемым документам, повысились процентные ставки, выдача денег происходит не так быстро и оперативно, как раньше. Кроме того, сократились сроки выдачи кредитов – если раньше банки спокойно выдавали на 20 лет, то сейчас такое происходит все реже, и вопрос решается зависимости от данных заемщика. Продавцы неохотно осуществляют сделки за доллары, стараясь привязываться к гривне.
«Если говорить о росте цен за данный период – то это вообще не рост. Индекс стоимости жилья за прошлую неделю составил +0,1%», - рассказывает эксперт «Планета Оболонь» Татьяна Леоненко. По ее словам, средняя цена за кв. м по Киеву – 3,5 тыс. долларов. Если же брать по районам: центр – около 6 тыс., около центра – 4 тыс., окраина правого берега рядом с метро – 3,5 тыс., окраина левого берега рядом с метро – 2,8-3 тыс. долларов за кв. м.
«Думаю, такая ситуация продлится до конца лета, – говорит эксперт. - В любой ситуации к осени рынок оживляется, т.к. именно в это время люди стараются решить свои жилищные вопросы. При этом предусмотреть, что произойдет осенью, никто не может». По данным Татьяны Леоненко, цены расти не будут, так же, как и падать. «Впрочем, если и будут расти, то на какие-то десятые доли процента», - считает она.
При этом Леоненко допускает рост цен на жилье элитного класса: «Спрос на элит-класс всегда стабилен. Вероятнее всего, цена в этом сегменте будет расти, потому что предложений элит-жилья у нас очень мало».
Что касается вторичного и первичного жилья, то тут ситуация со спросом практически не изменилась; на однокомнатные квартиры и эконом-класс спрос, как и прежде, более высок.
По словам Леоненко, в городах-спутниках – Вышгород, Бровары, Вишневое – цены сейчас практически выровнялись с Киевом, соответственно, спрос тоже на уровне. «Скажем, если у человека есть выбор – покупать хрущевку в Киеве или в хорошем новом доме в пригороде, то при наличии собственного транспорта он больше рассматривают пригород», - утверждает эксперт.