Участники рынка отмечают полный застой отрасли. Вторичная недвижимость почти не продается на фоне снижающихся цен и выжидательного спроса. Фактически покупаемые сейчас объекты — хвосты прежних сделок, завершение цепочек разменов. Зато в печатных изданиях предпринимаются титанические усилия для «повышения настроения» среди инвесторов, плотность рекламы объектов первичной недвижимости возросла многократно.
Если попытки журналистов иных изданий подогреть рынок выглядят тоскливо и безнадежно, то взрывное увеличение плотности рекламы застройщиков гораздо интересно. Застройщики кинулись вкладывать в рекламу, предлагать покупателям разнообразные бонусы и снижения цены. Механизм такой щедрости очень легко объяснить.
Банки в подавляющем большинстве отрицают рост ставок по ипотечным кредитам. Вообще, конечно, рост ставок — не та вещь, которую банк будет рекламировать. С другой стороны ряд банков вынуждены были признать рост стоимость кредитных продуктов, ориентированных на бизнес. Первичный рынок состоит из трех участников — застройщик, банк, покупатель. Банк одалживает деньги как застройщику, на постройку объекта, так и клиенту — на его покупку.
Ввиду ужесточения правил кредитования и общего дрейфа к удорожанию ипотеки банки все чаще отказывают клиентам, в то время как таковых становится все меньше — ведь планка доходов для приобретения квартиры повышается постоянно. В таких условиях застройщики остаются с неликвидированными квартирами, непроданными объектами. Но и застройщик должен банку. Подорожавшие кредиты и негативная ситуация на рынке заставляет застройщика распродавать свои объектами любой (рентабельной) ценой. Ведь с каждым месяцем простоя накапливаются проценты, да и банки поторапливают.