«У меня знакомый заказал из Германии трейлер. Там две комнаты, газовая плита и прочее. Поставит его во дворе у родителей, вот тебе и отдельное жилье. И всех дел – тысяча баксов», – рассказывает киевлянин Тарас.
Так украинцы начинают решать квартирный вопрос, уже не надеясь на адекватные цены на жилье. В поле их зрения все чаще попадают недорогие варианты жилища, среди которых автоприцепы и небольшие дома на шасси. Зарождается спрос и на редкие пока дома на воде. Активно отказываться от старых квартир пока мешает украинский менталитет.
Мобильная дача
«Этот дом можно поставить в заповедной зоне. Для него не нужно разрешение на строительство. Его не надо регистрировать в БТИ», – такие доводы в пользу готовых передвижных домов приводит менеджер компании «Евродача» Тамара Дейнега. Изготавливаемые в Нидерландах домики, которые можно привезти и установить практически в любом месте, продаются в Украине только второй год. Но спрос на них растет: за год продается до 40 мобильных жилищ.
Несмотря на скромные размеры – 3,1 м в ширину и 9,6 м в длину, – дом с двумя колесами выполняет все возложенные на него функции: в нем есть 2 спальни, гостиная с кухней, санузел и душевая. Кроме этого, он полностью оборудован мебелью и техникой, включая телевизор. «Все трубы выведены под дом, есть все разводки, и человек может подключить все, что у него есть на участке», – объясняет Тамара Дейнега.
Продавцы уверяют, что в таких домах можно жить круглый год: там есть газовый или электрический обогреватель. Разброс цен на дома – от EUR 9 тыс. до EUR 35 тыс. «$500 за квадратный метр – для загородной недвижимости это неплохо, – быстро подсчитывает один из маклеров. – Думаю, что рано или поздно кемпинги начнут бешеными темпами застраиваться. Главное распробовать», – добавляет он.
В ряде европейских стран уже давно распробовали, в частности, в соседней Польше, где из кемпинговых домов создаются целые поселки. Но в Украине этот процесс пока идет с трудом из-за традиционного недоверия к мобильному жилью. «Я такие здания рассматривал бы исключительно как полудачи. Менталитет нашего народа такой, что мы любим капитальные строения», – считает вице-президент Ассоциации специалистов по недвижимости Виктор Несин.
«Летом – это красота. Прямо с балкона можно купаться в реке, – рассказывает киевлянка Марина, которая много лет назад отказалась от городской квартиры и поселилась в доме на воде за городом. – А зимой другие выгоды: можно прямо под домом кататься на коньках», – добавляет она.
Как и мобильные дома, плавдом не требует регистрации в БТИ. За воду, на которой он стоит, также денег не берут. Дом не имеет статуса недвижимости и почтового адреса, зато записывается в Регистре судоходства Украины в качестве плавсредства и считается вещью. По данным компании «Фортуна XXI», которая занимается строительством домов на воде, стоимость 1 кв. м такого жилья составляет от $2,5 тыс. По словам сотрудника еще одной компании по созданию плавдомов Floating House Юрия Руденко, построить квадратный метр такого жилья можно и за $1,5 тыс.
Для сравнения – загородные коттеджи куда менее выгодны. По данным компании SV Development, в наиболее популярном Обуховском направлении средняя цена коттеджей – около $3 тыс./кв. м. Но покупатель обычно получает минимальную отделку и не всегда законченную подводку коммуникаций. Поэтому спрос на дома на воде, которые к тому же не требуют покупки земли, растет. «Еще лет пять назад о таком даже никто не мечтал и не думал. Сейчас люди строят.
У нас есть перспективы», – считает г-н Руденко. По его словам, все вопросы по подводке коммуникаций с берега, который облюбует для стоянки дома хозяин, его компания берет на себя. «Для аренды достаточно 4 квадратных метра земли. Каждая местная власть устанавливает свои расценки, но есть базовые цены. Например, на Троещине – это 30–40 гривен за квадрат в месяц, а на Печерске, Подоле – намного больше», – добавляет он. Отапливаться дом может электричеством, твердым топливом или за счет солнечных батарей. Заказчик может выбрать наиболее экономичный для себя вариант, говорит г-н Руденко.
Генеральный директор Регистра судоходства Украины Владимир Севрюков, ведомство которого выдает разрешения на постройки на воде, и сам бы с удовольствием жил в таком доме. «Почему бы и нет? Если в центре Киева окна выходят на Днепр – это же прекрасно!» – рассуждает он. В Украине насчитывается уже 40 подобных построек, правда, только 10 из них – частные дома. Остальные – рестораны, гостиницы и развлекательные центры. «Динамика есть, безусловно. У нас за последние три года в 2 раза все это выросло.
Наши умельцы начали этим заниматься в 1998 году. А домами начали заниматься года два назад, потому что появились желающие», – рассказывает г-н Севрюков. Сейчас на набережной в центральной части Киева дома ставить нет смысла, считает он. Тут уже давно развернулась конкурентная борьба за места, к которым подведены коммуникации. «Были идеи отвести специальные места под дома, но пока не закончится дележ земли, наверное, до этого не дойдет», – подытоживает он.
В то же время представитель «Фортуна XXI» сообщила «24», что компания уже обсуждает с инвесторами возможность строительства целой улицы жилых домов на воде под Киевом. Кроме этого, компания строит офис на воде в расчете на скорый всплеск спроса со стороны компаний. «Многие над этим думают. Земля и аренда очень дорогие», – утверждает начальник отдела экспертиз и рассмотрения технической документации Регистра судоходства Сергей Величко.
В России строить плавдом уже намного дешевле, чем покупать квартиру. Конкуренция на этом рынке снизила минимальную стоимость квадратного метра дома на воде до EUR 300, а полная стоимость плавучих домов, по данным московской компании «Дом на воде», начинается от EUR 100 тыс. Компания сообщает, что жилье можно построить минимум за 3 месяца.
В США из жилых автоприцепов формируются целые поселения. «Живут в прицепах в Америке как индивидуально, так и целыми городками с улицами и своей инфраструктурой. В Европе – это средство для отдыха на стационарных парковках и путешествий. Но должен с сожалением констатировать, что Украина еще не готова оценить этот опыт по достоинству, в отличие от России, где это движение развивается гигантскими темпами. Спроса в Украине как такового нет, есть любопытство. Минимальная стоимость доставки одного прицепа до Киева – EUR 1500», – рассказывает Владимир Бурдин, выходец из Харькова, который живет в Германии и продает жилые автоприцепы в страны СНГ.