В Украине насчитывается свыше 40 контролирующих органов, представители которых имеют право проверять субъектов хозяйствования. В редакцию Контрактов регулярно приходят письма, в которых бизнесмены рассказывают о том, что местные органы контроля требуют заплатить налоги досрочно. Ведь в декабре прошлого года налоговики собрали лишь 25% от запланированного. И ни одному предпринимателю в каком-нибудь райцентре не придет в голову доказывать им свою правоту.
Новогодние сюрпризы
В канун Нового года Владимира Дороша, директора черновицкого предприятия "Антенна", ждал неприятный сюрприз. К нему пришли налоговики с весьма странным направлением на проверку. В документе, в частности, говорилось: "Провести проверку ул. Главная от перекрестка ул. Герцена до перекрестка пр-та Независимости". То есть проверяющие намеревались, что называется, "копать от забора до обеда". Дорош указал гостям на то, что такое направление, мягко говоря, оформлено неправильно. И это дает ему все основания не допустить их к проверке. "На что они заявили, что если я не соглашусь по-хорошему, на предприятие придут налоговые милиционеры, — рассказывает предприниматель. — Я не очень переживаю хотя бы потому, что знаю свои права. Но вы не представляете, что творится в регионах! Ни одному предпринимателю в каком-нибудь райцентре не придет в голову доказывать налоговику свою правоту". Дорош знает, о чем говорит, — уже не один год он уполномоченный Госкомпредпринимательства по вопросам защиты прав предпринимателей в Черновицкой области.
В интервью Контрактам зампред ГНАУ Сергей Власенко, ссылаясь на отдельные перегибы на местах, открестился от того, что подобная активность налоговиков связана с централизованной политикой его ведомства. Тем не менее Власенко признал, что схожие инциденты имеют место. В декабре прошлого года налоговики собрали лишь 25% от запланированного. Согласно закону о госбюджете-2009, в этом году предполагается собрать столько же налога на прибыль, как и в 2008-м, а НДС еще больше. И это на фоне экономического кризиса! Недобор необходимо как-то компенсировать. В редакцию Контрактов регулярно приходят письма, в которых бизнесмены рассказывают о том, что местные органы контроля требуют заплатить налоги досрочно. И если предприниматели не соглашаются, их навещают с проверками.
Идти или не идти на уступки инспекторов — личное дело каждого. Но стоит помнить, что подобная уступчивость не гарантирует того, что налоговики перестанут проверять такого бизнесмена либо в дальнейшем не будут обращаться к нему с подобными просьбами. Скорее всего, именно к нему они и будут приходить все чаще и чаще.
Все это уже было — в 1990-х. Тогда у каждого второго предпринимателя была специальная памятка — выдержки из различных нормативных документов на случай налоговой облавы. Пришло время освежить в памяти пройденное.
Правовой ликбез
В Украине насчитывается свыше 40 контролирующих органов, представители которых имеют право проверять субъектов хозяйствования. Процедура большинства проверок регулируется законом "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (закон о проверках). Однако этот документ не регламентирует процедуры валютного, таможенного и прокурорского надзора, контроля соблюдения бюджетного и налогового законодательства, не затрагивает такие сферы, как контроль производства алкогольных и табачных изделий, использование государственного и коммунального имущества. Банковский и страховой надзор, проведение оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия также регулируют специальные законодательные акты.
Словом, контролеров в Украине много. Но для них отечественным законодательством предусмотрены лишь три вида проверок: камеральная, выездная плановая и выездная внеплановая.
Камеральная — проверка правильности составления налоговой отчетности. Проводится налоговиками непосредственно в инспекции без выезда на место.
Выездная плановая должна быть предусмотрена планом проведения проверок контролирующего органа, если она проводится органом, на который распространяется действие закона о проверках, или налоговиками. О ней предприниматель уведомляется не позднее чем за 10 календарных дней. Ее продолжительность не может превышать 15 рабочих дней (для налоговой — 20). Для субъектов малого предпринимательства (физические или юридические лица с годовым валовым доходом не выше 70 млн грн и средней численностью работающих за календарный год не более 50 человек) — 5 рабочих дней (для налоговиков — 10).
Выездная внеплановая проводится только в следующих случаях:
1) документы обязательной отчетности поданы несвоевременно либо содержат недостоверные данные;
2) кто-либо обратился к контролеру с заявлением о нарушениях законодательства субъектом хозяйствования (в этом случае добро на проверку должен дать центральный контролирующий орган);
3) контролер намерен проверить исполнение предписаний, сделанных по результатам уже проведенной плановой проверки;
4) предприниматель сам об этом просит.
Внеплановая проверка (подпадающая под закон о проверках) должна длиться не более 10 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства — 2 дня. Важно помнить, что налоговики не вправе проверять все, что им вздумается. Они могут требовать только ту информацию, которая непосредственно касается причины их визита.
Согласно закону о проверках, с собой контролеры обязаны иметь: служебное удостоверение, направление на проверку (с указанием названия контролирующего органа, проверяемого субъекта, номера и даты приказа, на основании которого проводится проверка). Это направление должно быть подписано первым руководителем контролирующего органа или его замом, если речь идет о налоговой. Если под таким документом стоит, например, подпись начальника отдела, бумага может считаться недействительной. Налогоплательщик также вправе требовать копию направления. Нежелание контролеров ее предоставить, как и отказ регистрироваться в журнале проведения проверок, — тоже повод попрощаться с непрошеными визитерами. В случае налоговой проверки предприниматель также имеет право требовать копию приказа, на основании которого было выписано направление.
Комментируя ситуацию, Роман Блажко, юрист юридической фирмы "Лавринович и Партнеры", подчеркивает: "Согласно ст. 19 Конституции Украины, чиновники обязаны действовать только в рамках законодательства. Их полномочия подробно описаны, и делать то, чего нет в законе, они не вправе".
Только в случае
Основания для налоговой внеплановой проверки
1. Если налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не предоставил в налоговую инспекцию письменные пояснения и их документальное подтверждение на запрос, касающийся нарушений в сфере налогообложения и валютного законодательства, выявленных в результате проверок контрагентов.
2. Если налоговая декларация не подана в срок.
3. Если субъект хозяйствования в течение 10 рабочих дней не подал в налоговую пояснения по поводу недостоверных данных в своей декларации.
4. Если плательщик подал жалобу о нарушениях со стороны налоговиков, которые проводили у него проверку и требует полной или частичной отмены санкций, вынесенных по результатам этой проверки.
5. Если плательщик в течение 10 рабочих дней не предоставил пояснения по поводу нарушений, сведения о которых налоговики получили по заявлению третьих лиц.
6. Если проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.
7. Если в отношении плательщика заведено оперативно-розыскное дело.
8. Если вышестоящий орган налоговой службы, проверив документы обязательной отчетности плательщика или акт проверки, составленный представителями нижестоящего налогового органа (в отношении которых ведется служебное расследование или возбуждено уголовное дело), выявил их несоответствие законодательству, что повлекло уменьшение бюджетных поступлений.
9. Если плательщик подал декларацию, в которой указана отрицательная величина НДС на сумму свыше 100 тыс грн.
Памятка налогоплательщика
Основные нормативные акты, регламентирующие права налогоплательщика
Конституция Украины
Закон "О государственной налоговой службе в Украине"
Закон "О прокуратуре"
Закон "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами"
Закон "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"
Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства"
Уголовно-процессуальный кодекс Украины
Письмо Высшего административного суда Украины "Относительно осуществления налоговыми органами контроля над соблюдением налогового законодательства" № 1331/100/13–08 от 31.07.2008
Мнение юриста
Роман БЛАЖКО, юрист юридической фирмы "Лавринович и Партнеры"
— В последнее время налоговики все чаще предъявляют к плательщикам совершенно незаконные требования не только работать без убытков, но и декларировать определенную прибыль, платя с нее соответствующий налог авансом. В противном случае инспекторы даже отказываются принимать декларацию или уведомляют плательщика, что она получила статус "К сведению", что приравнивается к ее непредоставлению. Хотя в соответствии с действующим законодательством такой статус может получить только отчетность, не соответствующая установленным требованиям. В данной ситуации налогоплательщикам следует руководствоваться Законом "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами". В соответствии с этим документом в подобных случаях налогоплательщик имеет право отправить декларацию в налоговую инспекцию по почте с описью вложения и уведомлением о вручении, сопроводив ее заявлением на имя руководителя налоговой службы, где обязательно нужно указать фамилию сотрудника налоговой инспекции, допустившего нарушение, и дату отказа. В этом случае декларация автоматически считается поданной надлежащим образом с момента ее передачи на почту.
Письма
Комплексная ускоренная
"В период сдачи отчетности налоговики пытаются навязать плательщикам дополнительную налоговую нагрузку. Если налогоплательщик отказывается, декларации не принимают и угрожают проверками. В результате предприятие стоит перед выбором: идти на конфликт с налоговой инспекцией со всеми вытекающими последствиями или соглашаться на увеличение налоговых обязательств.
Кстати, о проверках, которые у нас с недавнего времени начали проводить. Их условно можно назвать комплексными ускоренными и разделить на два типа. Первый: одновременно приходят контролеры из областной налоговой администрации, ОБЭП, районной налоговой инспекции, СЭС, экологической службы, представители горисполкома (отдел торговли); возглавляет проверку прокуратура. Второй вариант: инспекторы СЭС, экологической службы; возглавляет проверку представитель райисполкома, он же вручает направление со ссылкой на "протокольное поручение главы облгосадминистрации". Проводится без уведомления о проведении комплексной проверки за 10 дней".
Константин С., предприниматель, г. Луганск
Уличные короли
"Инспекторы ГНА в Черновицкой области приходят с направлениями на проверку, в которых предусмотрен контроль субъектов хозяйствования по принципу территориального размещения. То есть направления на проверку выдаются на все фирмы и предприятия, что находятся на определенных отрезках улиц г. Черновцы. В данном случае осуществляются проверки субъектов хозяйствования на основании документов, не предусмотренных статьей 11–2 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине". В подтверждение к письму прилагается копия направления № 218414 от 24.11.2008 за подписью руководителя ГНИ в г. Черновцы (первого заместителя Ю. М. Юзвы), в котором указано: "Провести проверку ул. Главная от перекрестка ул. Герцена до перекрестка пр-та Независимости".
Кроме того, в ходе этих проверок предпринимателям предлагается заполнить бланк "обследования" (копия прилагается), где необходимо указать информацию, которая и так имеется в налоговых органах. В случае нежелания заполнять этот бланк инспекторы настаивают на подписании акта об отказе, по результатам которого угрожают проверкой налоговой милиции.
Подобная практика полностью противоречит требованиям Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине". В то время как легальный бизнес едва сводит концы с концами, ГНА в Черновицкой области добивает его. Ради выполнения планов налоговики забывают о необходимости соблюдения законодательства и сохранения партнерских отношений с бизнесом".
Председатель правления Черновицкого городского
центра защиты частных предпринимателей и предприятий
малого бизнеса И. Ю. Кухарчук
Уполномоченный Госкомпредпринимательства
Украины по вопросам защиты прав предпринимателей
в Черновицкой области В. И. Дорош