Деньги на президентские выборы будут вытаскивать "из заначек". Такое мнение высказали ведущие политологи Украины в рамках спецпроекта информационного ресурса ГАРТ "С расстояния в один год". По мнению экспертов, кризис повлияет на объемы спонсорских затрат на президентскую кампанию 2009 года, но она вряд ли будет дешевле предыдущей.
Директор Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко утверждает, что кризис уже повлиял на объемы выборных ресурсов. "Нас, скорее всего, ожидает наиболее экономная избирательная кампания за последние десять лет", - предполагает он.
В то же время, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий считает, что объемы расходов потенциальных спонсоров будут зависеть от того, насколько "эти выборы будут вопросом выживания для конкретного бизнеса".
Директор Института проблем управления Кость Бондаренко прогнозирует, что олигархи не будут делать ставки линейно, а проспонсируют всех одновременно. "Вряд ли инвесторы будут излишне тратить деньги, как это было в 2004 году, поскольку они замечательно понимают, что на сегодняшний день нужно не столько отталкивать конкурентов за рамки своего бизнеса, сколько совместными усилиями хранить то, которое есть на сегодня, - отметил аналитик. - Ведь если несколько олигархов, которые работают в металлургической сфере, понимают, что эта отрасль движется к упадку, то им лучше совместными усилиями поднимать сферу, находить рынки сбыта".
Несколько иной точки зрения придерживается директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Дешевой президентской кампании 2009 он не ждет. "Спонсоры будут выделять деньги из резервов, из "заначек", которые были сделаны еще в светлые времена дешевого капитала и стремительного экономического роста", - сказал он, добавив, что долгосрочный тренд все же движется к уменьшению роли денег в политике.
В свою очередь, президент Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев уверен, что в будущем году денег вообще будет маловато, однако они в дальнейшем будут играть значительную роль в политике. "Если не изменится состав нынешних фаворитов, то главные ставки будут делаться именно на них. Вместе с тем, будет большое внимание и к молодым кандидатам, поэтому они также могут рассчитывать на поддержку в виде фьючерсных контрактов с отложенными обязательствами", - отметил политолог.
А.Ермолаев предостерегает, что кампания-2009 может быть своеобразным "откатом" по сравнению с предыдущими президентскими выборами. "Тогда люди в условиях стабильности экономики и определенного самоуважения не реагировали на этот прикуп, во всяком случае, в меньшей степени. Но в настоящий момент, когда заметный регресс в самоощущении людей и снижении их самооценки, они будут готовы отдать свой голос так же, как продавали когда-то ваучеры - за копейки", - подытожил украинский политолог.