Человек – часть природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем просыпаются инстинкты земледельца. Своими ли руками, или руками наемных работников, он создает свой сад, точнее Сад Своей Мечты. Это может быть банальный огород, а может быть свой маленький Версаль или романтический сад русской усадьбы.
Чтобы свою мечту сделать реальностью, очень важно найти нужное решение для ее воплощения, выбрать стиль для своего будущего сада. И тут своего чутья и миропонимания недостаточно. На помощь приходят книги, журналы, замечательные люди, владеющие секретами ландшафтного дизайна.
Что же такое стиль в ландшафтном дизайне? В широком смысле стиль – это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне – регулярный и пейзажный. Каждая историческая эпоха вносила свои черты в эти направления. Не осталось в стороне и наше время.
Истоки классических садовых стилей уходят в глубь веков. С IX в. до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то, что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые дворцовые парки. Основные принципы классических стилей в ландшафтной архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и особенностями национального характера.
Регулярный стиль предполагает обширные партерные пространства, главенство дома, построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы, строгую симметрию в планировке сада, прямые линии, зеркальность относительно осевой композиции.
Нам более знаком французский регулярный сад, в котором царит роскошь. Ему присущи прямые широкие аллеи, строгие боскеты, стриженые деревья и кустарники, ковровые цветники, врезанные в партерные газоны, строгой геометрической формы бассейны с фонтанами, каскадами, обилие скульптур.
Итальянский сад – более ранняя вариация регулярного сада. Его особенностью является террасированный ландшафт, обилие белого камня, балюстрад, лестниц, скульптур в античном стиле, оливковых рощ и кадочных культур.
В отличие от европейских садов, запечатлевших, прежде всего, идеи и настроения правящей элиты, сады Востока отражали религиозное и философское восприятие мира. Основу исламского сада составляет так называемый «чор-багх» («четыре сада»), символизирующий райский сад, из которого вытекают 4 священные реки и делят его на 4 части. План исламского сада состоит из одного или нескольких квадратов. Строгая геометрия планировки подчеркивается дорожками, формой растений и узкими, мелкими канальцами с водой. Исламские традиции лежат и в основе мавританского стиля. Его характерная черта – отсутствие привычного нам газона, который успешно заменяет мощение.
Пейзажный стиль пришел в Европу из Китая, где всегда абсолютизировалась красота природы. Здесь большое значение придавалось тому, чтобы здания органично вписывались в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача китайского архитектора была в том, чтобы найти ту точку, откуда открывается самый красивый пейзаж. Главной композиции подчиняются все остальные.
В Европе, точнее в Англии, первые пейзажные парки появились в XVIII в., обозначив появление нового отношения европейца к природе. Для пейзажного стиля характерны извилистые дорожки с низким плотным травяным покровом, либо покрытые песком, гравийным отсевом, дробленой щепой или кирпичной крошкой. Цветов в английском саду мало, и они высаживаются группами, чаще в миксбордерах. Растения используются с характерной фактурой листьев, естественной формой кроны, учитывается сочетание их формы и цвета, даже осенняя окраска листвы. Водоем имеет естественные, близкие к природным, очертания берегов.
Модный нынче японский пейзажный сад невелик по площади, каждая его деталь – будь то мостик, фонарик или зонтик – несет сложный внутренний смысл. Для европейца японский сад излишне театрален, но очень привлекателен. Основной его принцип – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы, но именно ее образцы, видоизмененные автором, положены в основу картины сада, размещенного на небольшом участке с применением ограниченных средств.
В литературе мало уделяется внимания такому явлению, как русский пейзажный стиль. Некоторые исследователи даже утверждают, что такого стиля нет. Хотя русский сад XIX века имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Это и большие пространства нетронутой, а лишь слегка прирученной природы, каскады копаных прудов, плодовые рощи, цветники, в которых сочетаются царственные лилии и полевые ромашки. Русский сад всегда удачно совмещал два направления – декоративное и утилитарное. Огороды в этих садах не в пример французским были красивы не изысканным оформлением, а богатым урожаем самых разнообразных овощей.
Казалось бы, еще недавно само понятие «ландшафтный дизайн» в нашей стране применялось исключительно к истории садово-паркового искусства. Сегодня ландшафтный дизайн шагнул из парковых комплексов в частные владения и многие уже знают кто такой ландшафтный дизайнер. Причем, количество гектаров и соток не имеет значения. Уже есть примеры высококлассного оформления придомовой территории площадью менее сотки.
Сегодняшний ландшафтный дизайн также отражает философские и мировоззренческие идеи своего времени, как и сто и двести лет назад. Современная стилистика, в отличие от классических стилей, более демократична, проста в воплощении. В определенной степени современные стили являются лишь стилизацией дошедших до нас основных направлений в садово-парковом искусстве, значительно обогащенных новыми идеями и технологиями.
В XX веке наиболее ярко была выражена стилистика у таких направлений, как голландский сад, колониальный, романтический, сельский, модерн, хай-тэк. На пике моды сегодня экологический сад.
Для современных стилей малого сада XX–XХI вв. характерны усиление эстетической составляющей и расширение индивидуальности. Малый сад – как городской, так и загородный – значительно зависит от образа жизни и вкусов его владельцев, он поддается влиянию моды, и в целом его стилевое решение более эклектично, чем у крупных парков.
Конец XX и начало XXI века – время жизни в стиле «техно». Сам стиль оторван от природы, что не могло не сказаться на садовом дизайне. В моду вошла эклектика. Талантливое смешение стилей порой приводило к удивительным результатам. Особенно ярко это отразилось на целом ряде выставочных садов, представленных в последние годы в Челси, на самой именитой выставке ландшафтного искусства и достижений селекции декоративных растений. В то же время наиболее модные тенденции в ландшафтном дизайне связаны с подчеркнутой натуральностью садов. Это и обилие злаков, «дикарей», налет непричесанности даже при соблюдении строгой геометрической планировки. Это и возрождающаяся мода на зеленые крыши, отданные на откуп травам и почвопокровным декоративным растениям.
Мода в ландшафтном дизайне, в отличие от моды в одежде, дама демократичная. Хотя она также условно разделяется на высокую и pret-a-porte. Высокую моду диктует, ежегодная выставка в Челси, которую организует Королевское садовое общество Великобритании с конца XIX века. В последние годы высокая мода делает акцент на экологизме ландшафтов, уделяя больше внимания не достижениям селекционеров, а дикоросам, декоративным травам. Причем, такие растения вписываются в ландшафтные проекты, выполненные не только в пейзажном стиле. Сегодня наивысшим достижением ландшафтного дизайнера может считаться сочетание геометрии форм цветников и таинственное волнение злаков, высокотехнологичных садовых изделий из стали и стекла с пришедшими в сады зарослями рогоза, бамбука и даже …чертополоха.
На пике моды нынче имитация старого заброшенного сада, воссоздание картины первозданной природы. Правда, создание атмосферы запущенности дело очень дорогое, а привнесение в сад наиболее эффектных дикоросов сопряжено с тем, что многие из них значатся в Красной книге. Но может ли это остановить модников в области ландшафтного дизайна? Конечно, нет. И европейские модные тенденции прорываются и в российские сады.
Сегодня в российских садах царит эклектика, смешение стилей и жанров. В одних случаях это сделано талантливо, в других… Именно поэтому так важно не ошибиться в выборе стиля, а главное – в выборе своего, близкого заказчику по духу дизайнера.
Постоянно растет интерес к традициям русской дворянской усадьбы. Тут вам и лирические березки, и романтический пруд, и лужайки с полевыми цветами, яблони, утопающие в цвету, заросли сирени и тонкий аромат чубушника (жасмина).
По-прежнему популярны восточные мотивы. Если японский стиль прослеживается лишь на небольшом участке, как правило, в приватной зоне сада, то элементы китайского сада порой пронизывают весь участок.
Несмотря на российские холода нас все еще манят средиземноморские сны. Мотивы итальянского и мавританского сада очень сильны во многих реализованных проектах российских дизайнеров. Особую изысканность таким садам придают качественные копии античных и ренессансных статуй.
Вообще, в последнее время прослеживается тенденция большего внимания к декоративным деталям сада. Это не обязательно функциональные элементы – беседки, скамьи, мостики, но и чисто декоративные детали. Это и скульптуры, и декоративные кашпо, вазоны (причём не всегда заполненные цветами), оригинальные источники, эффектные подвесные корзины с декоративными растениями. Очень активно используются в садах кормушки и купальни для птиц, скворечники.
В нашей стране возвращается мода на солнечные часы. Вслед за Европой мы хотим иметь их в садах вовсе не для того, чтобы сверять время. Главное их достоинство – высокая декоративность.
Модным элементом сада является и зеленая скульптура. Это могут быть роскошные экземпляры стриженых вечнозеленых деревьев и кустарников, а могут быть выращенные на металлическом каркасе почвопокровные многолетники или плетистые растения.
В общем, модные тенденции вовсе не ставят дизайнера в жесткие рамки, а позволяют проявлять фантазию. Главное, чтобы владельцы участков доверяли выбранному дизайнеру, смелее шли на эксперименты и не ужасались экстравагантным предложениям специалистов. Сегодня это эксперимент, а завтра – модное течение.
Мы так долго жили в атмосфере серенькой архитектуры, сарайчиков под названием «дачный домик», неухоженности городских ландшафтов и скромности сельских цветников, что пока очень осторожно относимся к европейской моде на экологический сад, на замену ярких летников на злаки и «сорнячные» растения. Однако можно смело прогнозировать, что пройдет немного времени и уйдет мода на многоцветье, на обширные клумбы из трудоемких летников.
Природный ландшафт, множество видовых растений значительно облегчают задачу российских ландшафтных дизайнеров по созданию экологических садов. Это могут быть как романтическое очарование среднерусских лесов, так и суровые ландшафты степи и тундры. Именно последние наиболее соответствуют главному принципу высокой моды в садовом искусстве – минимализм и простота.
Согласитесь, что, возможно, будет очень интересно на участке, когда-то бывшем огромным колхозным полем, без деревца и кустика, разбить сад в стиле каменистой степи. Тут вам и отголоски китайского сада, и элементы строгого английского парка. И не нужно тащить в такой сад экзотические «неженки». В таком саду место ковылям, куртинам ячменя гривастого, полянкам чабреца и тимьяна, лиловым клематисам, ирису болотному и пионам с простыми цветками, весенним подснежникам да ярким крокусам. Впишется сюда и модный нынче сухой ручей.
А усадьба в лесистом месте скорее будет выглядеть как романтическое дворянское гнездо с затянутым ряской прудом, извилистым ручьем, поросшим курильским бамбуком, скамейкой под раскидистой ракитой, полянами из злаков и полевых цветов вместо чопорного и скучного газона.
Однако и через пять, и через десять лет российские дизайнеры будут в своих работах опираться на классические стили. Создавая свой собственный проект сада, трудно избежать эклектичности, да, пожалуй, и невозможно. Но эклектичность современного сада не отменяет определенных правил, которых следует придерживаться, чтобы сад был гармоничен и по форме, и по содержанию.
Современный ритм жизни диктует свои условия – снижение затрат времени и средств на поддержание сада в хорошем состоянии. Важно учитывать и то, что сад не вырастает в одночасье, даже если ландшафтная фирма сдала работу «под ключ». Чтобы он приобрел законченные черты, нужно не год и не два. Только когда деревья подрастут, кустарники приобретут необходимую форму, а почвопокровные в рокарии или альпинарии затянут пустоты, можно будет судить о том, стал ли он Садом Вашей Мечты.
Современный сад – это, прежде всего, сугубо индивидуальный проект для конкретного ландшафта, конкретной семьи. От ландшафтного дизайнера зависит, насколько он почувствует и поймет особенности участка, а также привычки и предпочтения хозяев. К сожалению, нередко перед ним ставится трудновыполнимая задача, потому что традиционно даже весьма состоятельные граждане сначала строят дом, и только потом приглашают специалиста по ландшафту. И уже ландшафтному дизайнеру приходится подстраиваться под стиль здания, даже если сама территория диктует совсем иное стилевое направление.
Над проектом сада работает много специалистов, однако все более и более на первое место выходит авторская работа ландшафтного дизайнера. Это веяние времени.
Садовый дизайн начала третьего тысячелетия – не просто авторская работа. Это отражение стиля жизни, образа мышления, эстетических предпочтений не столько дизайнера, сколько владельцев сада. И от таланта дизайнера зависит, сможет ли он понять, каково место этих конкретных людей в быстро меняющемся мире. В каких стилистических рамках будет им комфортно жить. Мне кажется, именно развитая интуиция, жизнь в ощущениях, делают наиболее успешными ландшафтными дизайнерами женщин. Что подтверждает российская действительность. Наиболее талантливые и успешные проекты созданы именно женщинами-дизайнерами. Это отразилось и в том, что в последние годы заказчик стал уже ориентироваться не только на надежность фирмы, но и на имя дизайнера.
Авторская работа заключается в том, чтобы, моделируя территорию, пространство, создать художественный образ, который соответствовал бы требованиям конкретной семьи, отражал ее вкусы, образ жизни. Важнейшая задача – создать гармоничное, комфортное пространство, на котором царит красота.