Автостоянки, подземные и наземные гаражи являются важными составляющими любого крупного объекта недвижимости, и их недостаточная емкость нередко служит поводом для критики проекта со стороны членов градосовета. Но как обеспечить паркинг в соответствии с нормативными требованиями, если для него просто нет места? На этот вопрос пытались ответить авторы совершенно двух разных объектов, представлявшие свои проекты в среду.
Всем известно золотисто-желтое здание на пер. Тараса Шевченко, выросшее еще на рубеже тысячелетий, - главный офис одного из крупнейших украинских банков. Со временем, в связи с потребностью в дополнительных площадях, «Проминвестбанк» выступил заказчиком еще трех объектов реконструкции и строительства на соседних участках – на ул. Софийской, 5 и 7-а, в пер. Т. Шевченко, 11, а также в пер. Т. Шевченко, 8-б. Проект последнего был рассмотрен на вчера градостроительном совете.
Расположенное ныне на участке 5-этажное здание было построено около 100 лет назад, но не является памятником архитектуры, а относится к так называемой ценной фоновой застройке города. Предпроектные предложения его реконструкции с надстройкой и пристройкой были одобрены с некоторыми замечаниями еще осенью прошлого года.
Участок проектирования составляет 0,075 га. Согласно проекту, существующий дом предлагается поднять на один мансардный этаж, укрепить стены, а также пристроить к нему небольшое 6-этажное здание. При этом пятно застройки увеличиться примерно на 9% - на 55 кв. м, а общая площадь сооружения возрастет с 3,37 тыс. до 3,65 тыс. кв. м. Банк намерен использовать это помещение в качестве компьютерного центра, в котором смогут работать от 180 до 200 человек.
По словам главного архитектора проекта Аллы Костеловой (ГП ГНИПИИ «НИИПроектреконструкция»), проведенное техническое обследование соседних зданий показало, что будущее строительство не принесет им вреда. Кроме того, Вячеслав Мандыбура, замдиректора департамента капитального строительства «Проминвестбанка», заверил, что с расположенным поблизости памятником архитектуры домом-музеем Тараса Шевченко сегодня уже заключена договоренность о предоставлении банком материальных средств и помощи в виде ремонтных работ, а также строительства ограждения.
Большинство замечаний и требований, полученных по результатам предыдущего рассмотрения, авторы проекта выполнили. Был осуществлен химический анализ для установления первоначальной окраски фасада (она оказалась зеленоватой), проведено согласование с Главным управлением охраны культурного наследия и подготовлены материалы для согласования с Киевским обществом охраны памятников, разработана концепция вечерней подсветки здания.
В то же время, градосовет отправил проект на доработку. Основная причина – это не достаточно убедительная демонстрация обеспечения парковочными местами будущего компьютерного центра. Размер площадки, возраст здания, а также тесные подвальные помещения не позволяют обустроить даже минимальную стоянку на проектируемом участке.
Авторы предлагают решить проблему размещения автомобилей за счет паркингов на соседних участках. В частности, в пер. Т. Шевченко, 11, предусмотрено строительство здания, в котором планируется разместить страховую компанию «Проминвестбанка». Согласно проекту архитектора Светланы Акопник («КиївЗНДІЕП»), который рассматривался в ноябре, здесь будет построен 7-этажный бизнес-центр площадью 11,7 тыс. кв. м, при этом площадь офисов составит 2,7 тыс. кв. м. Офисные помещения рассчитаны на 350, а бизнес-центр - на 400 работников. В паркинге же сможет разместиться 150-200 автомобилей. Пока, правда, этот проект отправлен на доработку.
В июне же 2007 года зодчие согласовали другой проект, который по заказу «Проминвестбанка» разрабатывает Игорь Александрович («Крамалл Студио»). Он предполагает реконструкцию памятника архитектуры, расположенного по ул. Софийской, 7-а, и строительство нового 5-этажного здания по ул. Софийской, 5, Здесь появится 37 парковочных мест.
В результате обсуждения, члены градосовета рекомендовали заказчику объединить материалы по всем трем площадкам и показать наглядно, сколько и каких парковочных мест придется на каждый объект, а сколько уйдет на нужды города.
Кроме того, предложено рассмотреть возможность не реконструкции, а сноса здания с сохранением лишь его фасадной части. Устаревшая жилая планировочная структура, по мнению архитекторов, не подходит для нужд современных административных помещений.
В среду градостроительный совет рассмотрел и согласовал проект строительства центра внешкольного образования на территории средней школы №175 по ул. Щербакова, 58-а. По словам автора проекта Александра Завистовского («Строительно-Инвестиционная Артель»), на месте пришедших в негодность 1-этажных сооружений будет построено 3-этажное здание общей площадью 1982 кв. м и проведено благоустройство прилегающего участка. Согласно проекту, новый центр рассчитан на 100 детей старше 4-го класса, которые либо учатся в 175-ой школе, либо живут в соседних домах.
Создание первого такого центра за бюджетные средства инициировала Шевченковская райадминистрация совместно с Управлением образования района. По словам заместителя главы районной администрации Василия Пинчука, на территории района планируется построить 12 подобных детских учреждений площадью более 1,5 тыс. кв. м каждый.
Оценивая проект с архитектурной и градостроительной точки зрения, зодчие отметили, что представленный вариант здания несколько старомоден. Они рекомендовали выполнить его «в своем времени», создать образец «фантастической школы». Кроме того, по мнению архитекторов, нужно сделать технический подвал или надстройку.
Наиболее же спорным моментом оказались все те же места для автотранспорта. Авторы предложили создать небольшую на 4-5 мест стоянку краткосрочного хранения автомобилей (до 15 мин.), чтобы родители могли подъехать к центру и забрать детей домой в вечернее время.
В то же время, парковка и заезд автотранспорта на территорию школ запрещен. Единственной альтернативой, по словам Александра Завистовского, может служить небольшая асфальтированная площадка на границе территории школы, которую нужно будет оградить. Но здесь также может разместиться не более 5 авто одновременно. Остальной транспорт придется оставлять на ул. Щербакова.
На следующее рассмотрение авторы должны представить план благоустройства всей территории школы, а не одной ее части.