15%-17% ро15%-17% розничного кредитного портфеля украинских банков являются проблемными. Эксперты прогнозируют в 2009 году увеличение доли "проблемки" до 25%. На помощь банкам спешат коллекторы, рынок которых в Украине переживает настоящий бум. Угроза проблемной задолженности замаячила перед отечественными финучреждениями еще в 2006-2007 годах – на этот период пришелся пик потребительского кредитования. Признаки этого явления - стремительно растущие сети отделений, банковские "точки" в магазинах и автосалонах, рекламные плакаты, которые гласят о возможности оформить кредит быстро и без пакета документов. Теперь пришло время собирать долги.
Как выяснил корреспондент banki.ua, большинство банков привлекают к работе со своей проблемной задолженностью специализированные коллекторские компании. Сегодня на рынке работает около 10 крупных коллекторских компаний, а также порядка 30-35 небольших региональных игроков. Одними из крупнейших коллекторских компаний можно назвать CCG Credit Collection Group, ООО "Служба исполнения обязательств", компания Verdict (входит в группу компаний eCall, ООО "Европейское агентство по возврату долгов", ООО "Укрборг", Ультимо. Как правило, банк проводит пилотный проект сотрудничества с коллекторами, когда пяти-семи компаниям предоставляются похожие по качеству проблемные активы. По завершению проекта банк заключает договор с тремя-пятью агентствами, которые показали наилучшие результаты по возврату задолженности. "В нашей практике были кардинально противоположные подходы банков к работе с коллекторскими компаниями: одни предпочитают выбрать 2-3 коллекторов, а есть и такие финансовые учреждения, которые работают с 10 коллекторскими компаниями", - отмечает генеральный директор "Европейского агентства по возврату долгов" Александр Ильчук.
Как правило, банки не отдают всю розничную проблемную задолженность коллекторам, предпочитая с частью кредитов работать самостоятельно. Например, OTP Bank пользуется услугами компании CCG и Укрфинансы. "Но в основном справляемся своими силами, поскольку, как показывает практика, эффективность работы коллекторов находится на уровне не более 50% от показателей эффективности Collection банка, т.е. наши коллекторы работают в два раза эффективнее", - считает начальник управления мониторинга и сбора кредитов OTP Bank Сергей Бондарев. Возвратом долгов в OTP Bank занимаются свыше 90 человек. VAB Банк до середины 2008 года собирал долги самостоятельно, без привлечения коллекторов. Однако теперь работает с 9 коллекторскими агентствами. "Для повышения эффективности внешнего collection было принято решение начать сотрудничество одновременно с большим количеством агентств, чтобы в будущем делать выбор, основываясь не на презентациях и репутации агентств, а на собственной статистике эффективности этих агентств", - рассказал корреспонденту banki.ua менеджер проектов департамента управления рисков VAB Банка Евгений Матрос. По его словам, при передаче долгов на аутсорсинг банк экономит на операционных затратах. Также передача "проблемки" компаниям-партнерам имеет психологическое влияние на клиента, который начинает возвращать долг. Ключевыми факторами, влияющими на стоимость услуг коллекторов, является средний срок просроченной задолженности и вид кредитного продукта (обеспеченный кредит или нет). Например, при работе с кэш-кредитами или условно обеспеченными кредитами (на чайники, телевизоры, холодильники) комиссия агентства (выплачивается от суммы взыскания) может составлять порядка 13%, если просрочка до 30 дней, и 45-50% - если кредит не возвращается свыше года. Если же кредит обеспечен (авто, ипотека), то комиссия компании при просрочке до 30 дней – 9-13%, а если задолженность не возвращается свыше года – то 35-40%.
Стандартная модель работы коллекторов с просроченной задолженностью делится на 3 этапа, два из которых – досудебные и один – судебный. Первый этап – мягкий коллекшн (soft collection) – включает телефонные переговоры с должником и направление ему уведомительных писем. Второй этап – это hard collection, индивидуальная работа с должником, когда коллекторы лично встречаются с нерадивыми заемщиками. При встрече клиенту разъясняются все последствия нарушения им своих обязательств по кредитному договору, оговариваются конкретные сроки и способы погашения задолженности. Если же первые два этапа не привели к выплате долга заемщиком, то приходится передавать материалы в суд (третий этап – legal collection). Судебные разбирательства невыгодны банкам, поскольку влекут за собой работу армии юристов и большие материальные издержки (судебные расходы и расходы, связанные с исполнительным производством по принудительному взысканию задолженности). Поэтому коллекторы стараются убедить должника вернуть кредит на первом и втором этапе, не доводя дело до суда. "Практика работы нашей компании свидетельствует о том, что до 3 этапа доходит около 7-10% дел. Все остальные решаются в досудебном порядке", - говорит генеральный директор "Европейского агентства по возврату долгов" Александр Ильчук. К стандартным методам работы коллекторов относятся грамотно построенная с психологической точки зрения беседа с должником, его родственниками, работодателями, знакомыми, письма, смс-сообщения, личные встречи. Третий этап работы коллекторов (судебный) чаще всего связан с кредитами, выданными мошенникам. По словам Александра Ильчука, 10-15% всех заемщиков – мошенники, то есть люди, которые никогда и не планировали возвращать взятый кредит.
По данным banki_ua, в 2009 году большинство банков намерены сотрудничать с коллекторскими компаниями, поскольку прогнозируется существенное увеличение доли проблемной задолженности в розничных портфелях банков. Причины этого – снижение уровня платежеспособности заемщиков в результате валютных колебаний и потеря заемщиками основного источника доходов (по прогнозам экспертов, безработица в 2009 году коснется более 3 миллионов украинцев). "В 2009 году будет проведен тендер и отобраны несколько компаний, которые будут работать с розничными проблемными кредитами", - отмечает заместитель председателя правления Ощадбанка Александр Гришко. Спрос на коллекторские услуги приведет к увеличению количества игроков этого рынка, а также к росту комиссий, которые банки будут платить за возврат долгов. Тем же клиентам, которые самостоятельно придут в банк и расскажут о проблемах, которые возникли у них в связи с кризисом, банки обещают свою лояльность – кредитные каникулы и реструктуризацию задолженности.