Изменения, внесенные Законом о Госбюджете на 2008 год в некоторые законы, регулирующие земельные отношения в стране, приведут к приостановке рынка, а потому в ближайшее время должны быть доработаны. Такого мнения придерживается некоторые представители профессионального сообщества, участвовавшие на прошлой неделе в заседании круглого стола на тему "Проблемные вопросы применения земельного законодательства в связи с принятием закона "О государственном бюджете на 2008 год".
Полномочия
По словам заместителя председателя совета Ассоциации «Земельный союз Украины» Анатолия Вовка, в истории страны впервые законом о бюджете внесены столь серьезные изменения в земельное законодательство (они коснулись Земельного кодекса Украины, Законов Украины «Об аренде земли», «О плате за землю», «О приватизации государственного имущества» и других).
Одними из ключевых пунктов в принятых нововведениях являются полномочия Фонда госимущества (ФГИ) и Государственного агентства земельных ресурсов (бывший Госкомзем) в распоряжении земельными участками государственной и коммунальной собственности, а также обязательное проведение аукционов при продаже и передаче в аренду этих земель.
Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс, ФГИ наделяется полномочиями распоряжаться и продавать земли, на которых расположены объекты государственной собственности, подлежащие приватизации, в то время как Госземагентство - торговать землями сельхозназначения.
Заместитель председателя Госземагентства Виктор Петрук отметил, что агентство не сможет выполнять эту возложенную на него функцию, поскольку сегодня еще действует мораторий на продажу земель сельхозназначения (до вступления в силу законов о земельном кадастре и о рынке земель, проекты которых правительство должно подготовить в I квартале 2008 г.). Кроме того, полномочия Госземагентства по продаже земли противоречат другим законам и подзаконным актам, регулирующим его деятельность.
Более четко очерчиваются изменениями полномочия Фонда госимущества. Однако, по мнению завкафедрой Национального аграрного университета Андрея Мартына, их разработчики не учли, что продажа земли на аукционе связана с подготовкой землеустроительной документации, оценкой земельного участка и утверждением в этих документов в местном совете, как это и предусмотрено действующим законом. Остался также открытым вопрос, какой из этих двух органов – ФГИ или Госземагентство – должно продавать госпредприятие, расположенное на землях сельхозназначения.
Аукционы
Несмотря на то, что аукционы позволяют привлекать средства в местные бюджеты и, в целом, призваны упорядочить передачу земель, их нельзя рассматривать как панацею. Народный депутат Украины, председатель подкомитета Верховной Рады Украины по земельным отношениям Валерий Бевзенко указал на случаи, в которых, по его мнению, проведение аукционов по продаже права аренды является нецелесообразным. Это - передача земель под строительство нефте-, газопроводов, линий электропередач, дорог, аэропортов и других линейных объектов. Это же касается и предприятий, занятых разработкой полезных ископаемых. Сегодня компании, уже купившие лицензию на разработку недр именно на этом участке, должны пройти еще через один аукцион, на этот раз по приобретению права аренды земли.
Михаил Лавейкин, член Совета «Земельного союза Украины» и руководитель частного предприятия, в своем выступлении сообщил о том, что на местах фактически остановился процесс отвода земель. Большие проблемы возникли у предприятий, которые в соответствии с инвестиционными договорами уже провели перечисления на развитие инфраструктуры, заплатили за изготовление проектной документации, но не могут теперь ни получить решение органов местного самоуправления о выделении земли, ни вернуть свои деньги.
Николай Красник, главный консультант Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной Рады Украины, напомнил, что проведение аукционов сегодня происходит фактически вне правового поля. Земельные торги – лицензируемый вид деятельности, но на сегодня орган, уполномоченный предоставлять такие лицензии, так и не определен. Требование продавать и передавать землю в аренду исключительно через аукционы, внесенное Законом о Госбюджете, по мнению экспертов, только усугубляет сложившуюся ситуацию и значительно увеличивает риски инвесторов.
Итоги
По мнению экспертов, хотя законодатель и стремился к лучшему, внесенные изменения не облегчили положение, а только усилили хаос. Как отмечает главный эксперт Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Жмуцкий, нововведения усложняют процедуру отвода земли, а потому противоречат программе «Украинский прорыв», которая, наоборот, предусматривает ее упрощение.
Подводя итоги, участники обсуждения выразили надежду, что в дальнейшем при разработке новых нормативно-правовых актов или изменений в действующие законы органы государственной власти будут учитывать мнение экспертов. Заведующий отделом аппарата Верховной Рады Украины Константин Радченко предложил участникам круглого стола подготовить свои предложения и направить их во фракции Верховной Рады до марта 2008 года.