Через десять дней в Киеве по ул. Мазепы откроется первая очередь Мемориала памяти жертв Голодомора 1931-1933 годов. Большинство деталей комплекса являются уникальными и требуют особых технологий изготовления и монтажа. Возникает вопрос, нужна ли стране реализация столь масштабного и амбициозного проекта в непростое время мирового финансового кризиса?
В начале августа на этом объекте была выполнена первая буронабивная свая диаметром 900 мм и длиной порядка 30 м, а всего их нужно было сделать более 300. На этой фотографии, опубликованной в газете «Сегодня» 29 сентября, выполнены все сваи подпорных стен и начата разработка грунта под Зал Памяти (подземная часть Мемориала памяти жертв Голодоморов 1931-33 годов).
На сегодняшний день, за 10 суток до открытия Мемориала, на строительной площадке можно увидеть такую картину. За три месяца была выполнена огромная работа: уложено десятки тысяч кубических метров монолитного железобетона, бесперебойные поставки бетонной смеси высокого качества осуществляет завод им. С. Ковальской; смонтированы железобетонные конструкции монумента «Свеча памяти», общая высота его составит около 36 Полным ходом, круглые сутки, семь дней в неделю на объекте ведутся работы: идет внутренняя и наружная отделки, благоустройство территории, озеленение, подключение инженерных сетей и монтаж оборудования.
Так объект выглядит вечером 11 ноября.
На объекте царит почти военная дисциплина, строго регламентированы перерывы для отдыха и обеда, поставки материалов и конструкций осуществляются в соответствии с графиком, делается все для максимального сокращения сроков работ без ущерба для качества.
И все же, нужен ли обществу в часы кризиса столь масштабный проект? Портал «Прометр», анализируя ситуацию, предлагает взглянуть на этот вопрос с чисто экономической точки зрения. В работе над проектом задействованы несколько десятков строительных и проектных организаций, заводов ЖБИ и металлоконструкций, карьеров. На объекте круглосуточно, в три смены, работают 250-300 человек. Другими словами, в период кризиса эти организации имеют возможность работать, пусть не по коммерческим расценкам, но и объект-то вовсе не коммерческий, и нужно выживать, платить людям зарплату.
Реализация бюджетных проектов во время кризиса это один из путей выхода из него. Когда Ф. Рузвельт выводил страну из Великой депрессии, он начал строить дороги и другие объекты инфраструктуры, т. е. вложение бюджетных денег в реализацию каких-либо проектов является инвестициями в собственную экономику и позволяет сохранить строительную отрасль и отрасли с ней связанные: металлургию, производство строительных материалов, химическую и горнодобывающую промышленность, транспорт. Проще, наверное, назвать отрасли не связанные со строительством, таких просто нет.