Несмотря на запрет окружного админсуда Киева, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) собрала представителей отрасли под стенами Киевской горадминистрации (КГГА).
Отраслевое объединение планирует добиться отмены запрета на въезд в город грузовым автомобилям с 7:00 до 20:00. По мнению членов ассоциации, нынешнее положение дел в автотранспортном бизнесе ставит под угрозу дальнейшее существование украинских перевозчиков. Горадминистрация Киева оправдывается снижением количества ДТП с участием грузовых автомобилей и заботой о здоровье жителей столицы.
8 июня представители АсМАП вновь заявили о проблемах грузовых автоперевозчиков во всеуслышание. Главной целью акции протеста было поднятие проблемных вопросов в сфере автоперевозок. Напомним, что в соответствии с распоряжением главы Киевгорадминистрации Леонида Черновецкого, с 1 июня введено ограничение на въезд в столицу большегрузного транспорта общей массой свыше 4,5 т с 7.00 до 20.00, а с 10 до 17 часов въезд разрешен лишь большегрузам с отметкой «TIR». В рамках акции сотни грузовиков блокировали подъездные трассы с одесского, житомирского и броварского направлений. День простоя одного крупнотоннажного автомобиля приносит грузоперевозчику около $250 убытка. Таким образом из-за решения КГГА отрасль не получает ежедневно около полумиллиона долларов.
Секретарь совета АсМАП Сергей Чалый одобряет попытки горадминистрации отрегулировать ситуацию, сложившуюся на дорогах столицы, однако не понимает методов, с которыми она подходит к решению этой проблемы. «Это было волевое решение, которое с нашей точки зрения принципиально на улучшение ситуации не повлияет. Чтобы решить проблему, нужно не менее десяти лет, а также серьезные инвестиции»,— заявил секретарь.
Большинство опрошенных перевозчиков не устраивает и то, что с момента возникновения конфликтной ситуации из 13 основных пунктов требований перевозчиков к Минтранссвязи на сегодняшний день выполнено лишь два. В мае 2008 г. по требованиям перевозчиков к Минтранссвязи удалось добиться отмены обязательного заезда автомобилей на территорию частного терминала в пункте пропуска «Ягодин», где были расположены государственные контрольные службы. Во-вторых, с 1 июля ДП СМАП снизил стоимость оформления иностранных разрешений украинским транспортникам с 70 до 60 грн. При этом руководство Минтранссвязи обещает дальнейшее снижение стоимости оформления разрешений еще в этом году.
Частично смягчить ситуацию могли бы шаги правительства по возвращению к нулевой ставке НДС на украинскую составляющую международных перевозок и введение нулевой ставки ввозной пошлины, а также освобождение от налогообложения операций по ввозу на территорию Украины новых грузовиков с двигателями класса Euro-4 и Euro-5. По словам президента АсМАП Леонида Костюченко, в Украине 28 тыс. грузовых автомобилей, из них только 2,5% — стандарта Euro-4 и Euro-5. В России, где с 2003 г. разрешен импорт грузовиков этих стандартов без госпошлин,— уже 42%.
Тем не менее запросы Минтранссвязи в адрес Кабмина и Минэкономики пока что не нашли отклика. Известно, что Минэкономики поддерживает проекты изменений в действующее законодательство, но остальные структуры своих предложений в Кабмин не предоставили. Более того, даже если все причастные к решению этой проблемы ведомства оперативно представят свои предложения, их еще нужно будет утвердить на заседании таможенно-тарифного комитета. Еще менее реальным в выполнении является пункт, по которому стачком требует передать право на распределение, выдачу и контроль за использованием разрешений по территориям иностранных государств от Минтранссвязи к АсМАПУ.
По итогам прошедшего дня принципиальных договоренностей не достигнуто. «Главное требование — рассмотрение распоряжения Киевгорадминистрации — не было рассмотрено вообще. На брифинге Леонид Черновецкий назвал нас всех бандитами, заявив, что мы приехали по заказу премьер-министра Юлии Тимошенко и всего Кабмина, а также, что пока он жив, никакой транспорт в Киев не войдет»,— сообщил «і» Сергей Чалый. 9 июня на заседании Кабмина будут рассмотрены требования ассоциации. У представителей АсМАП есть основания полагать, что ряд требований будет выполнен в их пользу. «Что касается запрета КГГА, его отмены мы будем добиваться через суды, прокуратуру»,— добавил секретарь совета.