Активное освоение столичных площадок под строительство в последнее время требует более пристального внимания как к функциональному, так и к архитектурному контексту. Об этом свидетельствуют результаты рассмотрения градостроительным советом Киева ряда проектов на самых ранних этапах разработок.
На проспекте Победы, на территории бывшего завода «Промарматура», планируется возвести несколько административно-офисных зданий с гостиницей, проект строительства которых был одобрен на последнем заседании столичного градосовета. Разрабатывает его ГПИ «Киевский промстройпроект», генпроектировщиком выступает ООО «Уютный дом».
На участке 0,37 га (пр. Победы, 53-а) по заказу ООО «Арма-Инвест» предполагается построить одно 8-этажное административно-офисное здание общей площадью около 14 тыс. кв. м, при этом офисы займут 9,8 тыс. кв. м, а под коммерческие площади будет отведено более 4 тыс. кв. м. Наземная стоянка рассчитана на 175 автомобилей.
Вторая более крупная часть территории бывшего завода (по адресу пр. Победы, 53) по заказу ОАО «Холдинговая компания «Арма» будет освоена в три этапа. По словам Вадима Бояркина, руководителя компании «Уютный дом», на продольном (параллельно ул. Шутова) участке 3,7 га появится шесть зданий высотой от 6 до 22 этажей, объединенных 2-уровневым стилобатом. Общая площадь этого комплекса достигнет 147 тыс. кв. м, более половины из которых, а именно, почти 74 тыс. кв. м, займут офисы. Площадь коммерческих помещений составит порядка 21,3 тыс. кв. м.
Самое высокое здание в 22 этажа расположится со стороны проспекта, а сооружения пониже – в глубине квартала. Появится в комплексе и 15-этажная гостиница на 200 номеров, от указания более детальной информации, о которой представитель заказчика воздержался. По замыслу авторов, в стилобатной части будут размещаться объекты торговли и обслуживания представительского уровня, а также, согласно требованиям районной администрации, помещения социального назначения. В первую очередь планируется возвести здания, непосредственно выходящие на фасад.
По словам авторов проекта, подземный паркинг общей площадью 51,7 тыс. кв. м будет иметь два наземных и один подземный уровни, разместиться в нем смогут 1577 автомобилей. Транспортная схема предполагает расширение части пр. Победы на 6 м со строительством двух дополнительных полос, а также увеличение пропускной способности ул. Шутова. Всего предполагается организовать 9 заездов на территорию комплекса с разных сторон. Авторы предложили также, кроме существующего подземного перехода через проспект по ул. Шутова, построить еще один, от ул. Софьи Перовской.
На соседних участках сегодня сохраняются действующие предприятия, в частности заводы «Большевик», «Киевприбор», Госпредприятие Киевское центральное конструкторское бюро арматуростроения. В сторону ст. м. «Берестейская», на территории бывшего военного городка (пр. Победы, 55/2), запланировано строительство жилого комплекса по заказу Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Украины, проект которого, разрабатываемый архитектором Георгием Хорхотом, утвержден осенью 2006 года.
Основные замечания членов градсовета касались внешнего облика обоих комплекса, который предложено сделать более цельным и современным, при этом отказавшись от темно-коричневых тонов в его покраске. Кроме того, по словам архитектора Андрея Миргородского, располагать торговые площади внутри квартала не целесообразно, а для обслуживания этой функции не достает логистической составляющей. Он также предложил опустить все три уровня паркинга под землю, чтобы бутики и салоны оказались на уровне проспекта Победы.
Андрей Миргородский также отметил, что отсутствие жилья на площадке – это «чистый коммерческий риск инвестора». Он предложил заменить часть гостиничных номеров на апартаменты, поскольку, по его мнению, их заполняемость в данном районе может быть недостаточной. Члены совета напомнили, что вдоль проспекта, начиная от Воздухофлотского моста до ст. м. «Святошин», в ближайшие годы вырастет несколько небоскребов, превышающих 200 м. Ограничение же по высоте, связанные с наличием взлетно-посадочной полосы завода им. О.Антонова, которые авторы данного проекта вынуждены соблюдать, по их мнению, не вписывается в эту тенденцию.
Подводя итог обсуждению, главный архитектор столицы Василий Присяжнюк одобрил проект с учетом замечаний совета и рекомендовал провести соотвествующие маркетинговые исследования для обоснования параметров комплекса.
Построить офисный комплекс из нескольких зданий высотой от 12 до 23 этажей предлагают и авторы проекта, разрабатываемого по заказу ОАО «УкрНИИмясомолпром».
По словам одного из авторов проекта Снежаны Васильковской, на участке 1,1 га по пр. Воссоединения, 15, принадлежащем институту, в результате такого строительства может появиться почти 22 тыс. кв. м офисных площадей и 1,26 тыс. кв. м – торговых. Двухуровневый подземный паркинг расчитан на 100 автомобилей, а гостевая стоянка – еще на 43. Предполагается, что в комплексе смогут работать 3660 человек.
Члены градосовета отправили проект на доработку, при этом высказав ряд замечаний. По словам начальника «Киевгосэкспертизы» Анатолия Карминского, на данной территории нет ограничений по этажности, поэтому имеет смысл задуматься над более высотным решением. Архитекторы рекомендовали включить в проект реконструкцию самого здания института, при этом полностью пересмотрев архитектуру комплекса, в частности заменив все тот же коричневый цвет на более «жизнерадостный».
Кроме того, нужно изменить ориентацию зданий нового комплекса, поскольку они полностью закрывают солнце соседнему дому гостиничного типа.
Андрей Миргородский и в данном проекте акцентировал внимание на целесообразности приведения маркетинговых исследований при разработках проектов. По его мнению, концепция данного участка может быть радикально пересмотрена, поскольку в районе скоро начнут реализовываться ранее согласованные масштабные проекты, предусматривающие строительство сотен тысяч квадратных метров офисных площадей, и предложение превысит спрос. Возможно, имело бы смысл препрофилировать проект под жилье или гостиницу. Подводя итог, Василий Присяжнюк рекомендовал доработать генплан территории.