Россия и Украина лидируют по объему планируемых к открытию новых площадей. Кризис ликвидности оказывает незначительное влияние на строительство торговых центров в этих странах.
Наблюдаемый в настоящее время в Европе бум строительства торговых центров имеет тенденцию к продолжению: в текущем и в следующем годах планируются к открытию новые торговые центры общей площадью более 22 млн. кв. м, согласно последнему отчету «Европейские торговые центры» международных консультантов в области недвижимости компании Cushman & Wakefield.
Россия возглавила рейтинг из 34 стран Европы по количеству квадратных метров качественных торговых площадей, готовящихся к открытию в 2008 и 2009 гг. Общая площадь строящихся в России новых торговых центров, составляет 3,2 млн. кв. м. Далее в рейтинге за Россией следуют Украина, Испания, Румыния и Польша. Данный рейтинг не учитывает количество дополнительных квадратных метров, полученных в результате расширения уже существующих торговых центров.
В прошлом году в Европе было построено 320 новых торговых центров общей площадью 8,2 млн. кв. м и 54 существующих торговых центра были расширены. Более 11 млн. кв. м новых торговых площадей готовятся к открытию в 2008 году, такое же количество - в 2009 году, что приведет к росту общей площади торговых центров в Европе до 134 млн. кв. м к концу 2009 года. В настоящий момент эта цифра составляет почти 112 млн. кв. м.
Борис Ван Хааре Хайжмайер, руководитель европейского отдела торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield, сказал: «Ожидается, что бум в строительстве торговых центров продолжится и в 2009 году. В этом и следующем году на рынок Европы выйдет 20% новых качественных торговых площадей, большая часть которых придется на Центральную и Восточную Европу, где наблюдается недостаток современных торговых площадей. В это же время на более зрелых рынках торговые центры продолжают играть ключевую роль в обновлении центра города».
Вопрос влияния кризиса ликвидности на разработку новых торговых центров Борис прокомментировал следующим образом: «В Великобритании небольшое количество проектов было отложено по причинам, связанным с финансированием или ценовыми факторами, однако в остальной части Европы в настоящий момент кризис является незначительным фактором в строительстве торговых объектов».
Будучи лидером по объемам строительства, Россия также показала самый высокий уровень объема новых площадей, открытых в 2007 году – более 1,84 млн. кв. м, что увеличило общее предложение на 26%.
Константин Сахаров, партнер, руководитель отдела торговой недвижимости, Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko сказал: «Мы ожидаем дальнейшее развитие сектора торговой недвижимости в Москве в ближайшие годы, а также еще более стремительный девелопмент торговых центров в российских городах с населением менее 300,000 человек. Российский рынок торговой недвижимости претерпел значительные изменения за последние несколько лет и потребители при этом становятся все более разборчивыми».
Что касается рынка Украины, Константин продолжил: «Украина на несколько лет отстает от России, и на данный момент находится на гране перемен. На рынке по-прежнему доминируют старые форматы, но в ближайшее время появятся новые крупные объекты, которые существенно изменят установившуюся модель потребления. Многие российские торговые операторы планируют выйти на рынок Украины, несмотря на то, что весьма значительная доля местных форматов будет продолжать удерживать сильные позиции на местном рынке, по крайней мере, на краткосрочную и среднесрочную перспективу».