Для того чтобы у малообеспеченных граждан появилась возможность получить хоть какие-то временные квадратные метры, дополнительно к принятому уже более года назад Закону о социальном жилье необходимо разработать свыше десятка нормативных актов. На сегодня таких документов только 7, но среди них пока нет главного - порядка постановки на такой учет.
Кто может получить жилье от государства
Закон №3334-IV «О жилищном фонде социального назначения» вступил в силу 1 января 2007 года. Именно в этом документе появилось и прочно вошло в обиход понятие социального жилья. В то же время, к социальной графе относят квартиры, которые бесплатно получают от государства люди, стоящие на очереди по улучшению жилищных условий.
Согласно действующему Жилищному кодексу (принятому 25 лет назад), квартиру можно получить в порядке очереди, а главным критерием постановки на учет служат нормы жилой площади (необходима также регистрация в населенном пункте не менее пяти лет).
Сегодня на квартирной очереди, по данным МинЖКХ, в Украине находятся 1,3 млн. человек. При этом за год строится 87 тыс. квартир, из которых только 20 тыс. – для очередников. Длина очереди в столице превышает 120 тыс. семей. За последние два года, по данным КГГА, жилье получили порядка 5 тыс. человек и еще минимум 3 тыс. администрация обещает выдать в текущем году.
Социальное жилье (это может быть общежитие, квартира или одноквартирный жилой дом), согласно закону №3334-IV, передается на основании договора найма на определенный срок именно социально незащищенным и малоимущим гражданам. Оно не подлежит поднайму, бронированию, приватизации, продаже, дарению, выкупу и залогу.
Как рассказал Александр Попов, аналитик интернет-издания «Правовой аспект», чтобы претендовать на такое жилье, нужно соответствовать двум требованиям. Во-первых, не иметь квартиры в том городе или селе, где человек постоянно проживает (вне зависимости от прописки), или же нуждаться в улучшении жилищных условий.
Во-вторых, в Законе предусматривается также учет материального положения претендента. Пользоваться временным жильем смогут лишь те люди, чей среднемесячный совокупный доход за предыдущий год не превышает прожиточный минимум или среднюю цену аренды на жилье в данном населенном пункте, если она ниже (порядок ее определения утверждается Кабмином). При этом учитываться будут не только зарплата, но и стоимость всего имущества семьи.
Предполагается, что кроме коммунальных услуг, нужно будет оплачивать аренду социального жилья, ставка которой в каждом конкретном случае будет установлена местным советом.
Органы местного самоуправления создадут специальные службы, которые будут ежегодно проверять, кто действительно проживает в квартире и как изменились заработки семьи. Как только будет установлено, что доход стал превышать установленные ограничения, временное жилье в течение трех месяцев нужно будет освободить для следующих очередников.
Как и в «обычной» квартирной очереди, среди претендентов на социальное жилье выделяются льготные категории. Согласно Закону, 11 категорий граждан имеют право на внеочередное получение такого жилья и 19 – на первоочередное. Во вторую категорию, кроме героев Украины и СССР, участников боевых действий, офицеров в отставке и других, попали также - одинокие родители троих и более детей или близнецов, беременные женщины, семьи с несовершеннолетними детьми, а также пенсионеры и молодежь до 35 лет.
По словам Олега Кононенко, юриста компании «Шмаров и Партнеры», временное жилье не лишает права претендовать на постоянную квартиру от государства. Курировать очередников по двум «статьям» будет одна и та же структура при местном совете, в Киеве этим занимается Главное управление жилищного обеспечения города.
Однако никто не берется сказать точно, будет ли сформирована отдельная очередь на получение социального жилья, или же после определенных законодательных доработок жилье для нынешних очередников в Киеве будет предоставляться без возможности приватизации. Не ясно также, как будет вычисляться средняя стоимость аренды в населенном пункте и определяться «порог» попадания в очередь. Ни порядка исполнения Закона, ни самого жилья «для бедных» пока нет. При этом, как сообщили в КГГА, в городском бюджете на 2008 год деньги на социальное жилье уже выделены.
На сегодня же существует единственная возможность получения «квадратов» от государства – постановка на квартирную очередь. Квартиры на общих основаниях получают сегодня те, кто стал на учет еще в 1975 году. При этом никаких изменений на практике пока не произошло - они получают ордера с правом приватизации. В то же время, в КГГА уточнили, что плана распределения на этот год пока еще нет, и квартиры выдаются из прошлогоднего лимита.
Законодательные инициативы
Сегодня активно разрабатывается проект нового Жилищного кодекса, который уже дважды был представлен на общественное обсуждение. Планируется, что он будет вынесен на рассмотрение Верховной Рады в I полугодии. Положения Закона о социальном жилье практически без изменений включены в этот документ.
Кроме того, как сообщил Александр Попов, 19 марта Кабинет Министров утвердил временные нормы по предоставлению этого вида жилья. В социальных общежитиях для проживания семей и одиноких граждан на каждого человека выделяется 6 кв. м жилой площади, а в квартирах и домах – 22 кв. м на семью из двух человек и плюс по 9,3 кв. м общей площади на каждого следующего члена семьи. Таким образом, семья из трех человек сможет претендовать на квартиру 31,3 кв. м. Ранее в Киеве действовали нормы, установленные горсоветом (12 кв. м на одного человека и по 6 кв. м на каждого следующего).
Назревает и ревизия квартирной очереди по всей Украине, о чем недавно заявил первый замминистра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Орест Лотоцкий. Пересмотр очередей на местном уровне предусматривается новым Жилищным кодексом и планируется начать сразу после его принятия. Как известно, после инвентаризация квартирной очереди 2006-го года, проведенной столичными властями, в Киеве она сократилась почти на 19 тыс. семей.
Отмечены также инициативы со стороны строителей. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №2206 «Про внесение изменений в некоторые законы Украины относительно мероприятий по стимулированию строительства социального жилья», в котором авторы пытаются сделать для застройщиков строительство социального жилья более привлекательным, в частности обязать компенсировать затраты, понесенные за строительство распределительных сетей.