Для того чтобы избежать самых распространенных ошибок при показе квартиры, достаточно использовать некоторые простые рекомендации специалистов по продажам.
Если вы действительно хотите продать свою квартиру быстро и без больших скидок, вы при ее показе должны избегать двух линий поведения, которые лишают вас необходимого для успешной продажи контроля над ситуацией.
Первая категорически противопоказанная тактика – это вялая пассивность, сводящаяся в основном к ответам на задаваемые визитерами вопросы. Надо сказать, такая линия поведения довольно типична (и не только для хозяев квартиры, но и для риэлторов). А если покупатели просто забудут задать тот вопрос, ответом на который мог бы послужить для них лучшим аргументом в пользу вашей квартиры? Таким сильным, что услышали – и сразу захотели купить. Или этот вопрос не придет им в голову? Или они, что-то не так поняв или не то увидев, сами себе дадут на него ответ – и совсем не тот ответ, на который вы хотели бы рассчитывать? И все – люди, которые могли купить вашу квартиру, унесли свои деньги другому продавцу.
Вторая чрезвычайно распространенная ошибка, которая способна испортить любую сделку – это когда продавец слишком много говорит, заваливая покупателя заученными аргументами, доказывая, убеждая, как по писанному – часто буквально не давая тому открыть рта. Порой можно наблюдать, как иной риэлтор за вечер раз за разом проводит разным группам посетителей одну и ту же экскурсию по квартире с одним и тем же текстом – и не задав им ни единого вопроса! Вроде как и активность проявляется незаурядная, и работает человек в поте лица, а результативность – почти нулевая. Поскольку нет никакого смысла рассказывать покупателю то, что его не интересует, умолчав при этом о том, что для него важнее всего.
Поэтому не зря профессионалы продаж утверждают: контроль над ситуацией имеет тот из общающихся, кто правильно задает вопросы. А не тот, кто больше говорит.
Как пишет Нэнси Дж. Стивенс в своей книге «Эффективные продажи, ориентированные на покупателя»: «Если не начать задавать вопросы, вы можете никогда не узнать, в чем реально был заинтересован ваш покупатель». Например, если вы при показе подчеркиваете характеристику А, предполагаемый покупатель вряд ли скажет: «Я бы купил, если бы вы выделили характеристику Б». Вместо этого он, считает Нэнси Стивенс, скорее всего, совершит покупку у продавца, который подчеркивает характеристику Б.
Любой специалист по продажам скажет, что первое, что нужно сделать – это установить хороший эмоциональный контакт с покупателем, постараться создать атмосферу открытости и доверия. Этой цели также служат вопросы. Например, о том, как добрались, что там сейчас на дорогах? Легко ли нашли дом? Заметили ли такую-то достопримечательность по дороге сюда? Отвечая на такие невинные вопросы, покупатель, во-первых, настраивается на общение с вами, во-вторых, дает информацию, которая может быть использована для формулировки следующих вопросов или для того, чтобы своевременными репликами показать ему, что у вас с ним есть что-то общее. Например, та же марка машины, та же проблема с пробками по утрам и т.д. Чем больше вы узнаете о покупателе на этом этапе, тем лучше.
Естественно, для всего этого не обязательно держать посетителей в прихожей – диалог можно непринужденно вести, не торопясь проводя их по комнатам. Покупатели думают, что они уже смотрят квартиру, а для вас это пока только этап «разогрева».
Не стоит ограничиваться одним-двумя вопросами, но и слишком затягивать этот этап тоже ни к чему.
После того, как покупатель расслабился и разговорился, самое время перейти к выяснению того, что именно ему нужно и какие критерии выбора для него решающие.
Один из самых известных в мире специалистов по продажам, сделавший свой первый миллион долларов на торговле недвижимостью, Том Хопкинс рекомендует прежде всего выяснить для себя ответы на четыре ключевых вопроса. Первый из них: что есть у покупателя в настоящее время? Второй вопрос: Что покупателя устраивает в том, что у него есть? Что ему доставляет в этом удовольствие? Что подтолкнуло его в свое время приобрести именно это жилье? Эта информация очень важна, поскольку люди редко меняют свои пристрастия и привычные для них схемы принятия решений.
Следующий вопрос: «Что даст покупателю новое приобретение?». Чего покупатель ждет от новой квартиры, зачем она ему? Какова его система приоритетов, каковы свойства искомой квартиры для него обязательны, а какими можно и пожертвовать.
Зная все это, вы легко определите, на какие достоинства вашей квартиры стоит обратить особое внимание, к каким аргументам прибегнуть в первую очередь (если вы, конечно, хорошо подготовились к показу и имеете продуманный и отработанный набор аргументов).
Конечно, может оказаться и так, что по каким-то ключевым для него параметрам ваша квартира ему не подходит категорически. Пытаться же продавать что-то, покупателю явно не подходящее – затея безнадежная. Что ж, не судьба, остается только хорошо попрощаться, чтобы сохранить друг о друге наилучшие воспоминания.
И последний вопрос: кто будет принимать решение о покупке? К кому в первую очередь адресовать свою аргументацию, чьим возражениям уделять наибольшее внимание. Если этого выяснить не удастся, придется очаровывать всех пришедших, а это уже сложнее.
Вот теперь, когда все важное для вас уже выяснено, можно начинать уже настоящий показ – ведя покупателей туда, где они увидят самое важное для них из преимуществ вашей квартиры, и рассказывая о том, что их способно убедить быстрее всего.
После того, как вы правильно проделали все вышеперечисленное, вам почти обязательно придется услышать возражения покупателей – хотя бы потому, что они рассчитывают сбить цену при торге. Кроме того, будем откровенны, - вряд ли ваша квартира является идеальным и самым блестящим предложением на рынке, недостатки – реальные или мнимые – можно найти везде.
Большинству людей, профессионально не работающих в продажах, свойственно возражения и отказы собеседника воспринимать очень лично, впадая то ли в панику, то ли в агрессию. Самая распространенная среди непрофессионалов реакция на возражения одновременно является и самой худшей, - это устремиться в спор.
Что на самом деле нужно при появлении возражений, так это продолжение спокойного диалога. Следует и здесь использовать вопросы с целью прояснить суть возражения, за которым стоят сомнения или страхи покупателя. Поняв – помочь ему развеять эти сомнения.
Как говорит Андрей Рублевский, тренер по продажам с большим практическим опытом, учредитель тренинговой компании «Школа продуктивности», консультант WISE, возражение стоит рассматривать как скрытое заявление покупателя о том, что ему хочется знать больше. При этом следует придерживаться следующих правил. Во-первых, никогда не делать покупателя неправым. Во-вторых, всегда восстанавливать согласие, которое было до этого возражения. Ведь с чем-то же ваш собеседник был согласен.
Как утверждает Том Хопкинс, возражения являются признаком того, что ваш посетитель заинтересован и может купить. Сложнее с теми, кто не возражает, поскольку им ваша квартира просто не интересна.
Том Хопкинс формулирует три принципа обработки возражений:
Большинство покупателей сами ответят на свои возражения, если только направить на это усилия, предоставить время и подвести их к этому. Подводить лучше всего с помощью уточняющих вопросов.
Профессиональная система обработки возражения включает в себя следующие шаги:
Если же возражение отражает действительно имеющийся недостаток, подтвердите, что собеседник в данном случае полностью прав. И тут же переключитесь на обсуждение ключевого для покупателя преимущества вашей квартиры.