Есть надежда, что на произвол судьбы Украину не бросят, хотя никакой заслуги НБУ, президента и правительства в этом нет.
Кажется, уже все, кто мог, высказались на тему, выделит ли МВФ Украине второй транш и отзовет ли первый. Молчат только эксперты МВФ – уже третью неделю они продолжают работу, итогов пока нет. Факт приезда в Украину высокопоставленного чиновника – главы Европейского департамента МВФ – весьма примечателен и может свидетельствовать о высокой температуре переговоров и значимости их исхода.
За это время какие только гипотезы насчет Украины и МВФ не выносились на суд общественности. Попробуем их проинвентаризировать. Дескать, Фонд может отозвать первый транш (версия Секретариата президента). Такое случалось в истории Фонда, но для радикального решения необходимы веские зубодробительные причины. Даже украинские политики таких дров, похоже, еще не наломали.
Но руководство НБУ уже поспешило высказаться, что в МВФ довольны результатами пересмотра программы.
МВФ также приписывают требование установить курс гривни к доллару на уровне 7,7 и провести переоценку банковских залогов (тех же квартир) Но в Меморандуме между МВФ и властями Украины – речи об этом нет. Скорее всего, это умозаключения, выдернутые из контекста.
Откуда взялся курс 7,7 грн за доллар
Фонд не устанавливает конкретные показатели валютного курса. Вот и в случае с Украиной на официальном сайте МВФ можно найти все основные прогнозные макропоказатели страны на 2009 год, но только не параметры обменного курса. Впрочем, можно рассчитать, какой курс Фонд применяет для своего прогноза, если обратить внимание, насколько сокращается объем ВВП Украины в долларовом эквиваленте.
Это непрямое свидетельство значительной девальвации гривни, основная часть которой уже состоялась в ноябре-декабре (хотелось бы надеяться). Главное требование Фонда – курс должен быть гибким. Вот только гривня оказалась не готова к переходу в новый режим. Как подмечено в свежем анекдоте: "Курс должен быть плавающим, но гривня плавать не умеет".
Зачем МВФ переоценка залогов?
Дело в том, что Фонд настаивает на проведении целостной диагностики финансового состояния банков. Качество активов банков – выданных кредитов, как и залогового имущества – проверяется аудиторскими компаниями.
Поскольку рыночная стоимость квартир и земли, переданных в залог, значительно упала, аудиторы напоминают банку, что это увеличивает степень риска кредитного портфеля и может привести к снижению его нормативных показателей. Поэтому банкиры и начали дергать своих заемщиков с переоценкой, а самые нетерпеливые угрожают пересмотром ставок.
Но даже если вышеназванные проблемы и преувеличиваются в комментариях экспертов, то это вовсе не означает, что отношения между Фондом и Украиной безоблачны. Диалог осложнен тем, что со времени начала программы – 31.10.2008 – экономическая обстановка и в мире, и в Украине существенно ухудшилась. С тех пор и сам МВФ уже не раз пересмотрел свои макроэкономические прогнозы в сторону ухудшения. Поэтому, прежде чем Совет директоров МВФ будет принимать решение, давать Украине второй шанс или повременить, будут взвешены все риски.
Дефицит бюджета по-честному – 22 млрд грн, а не 10
Состояние украинских отечественных финансов аховое, и "секретная докладная записка Пинзеника" только подкрепляет уверенность в этом. Трюк с январским исполнением бюджета, когда в последний рабочий день казну пополнила треть всех месячных доходов, каждый месяц повторяться не будет, и взаимозачетами зарплату бюджетникам не выплатишь (если, конечно, не выдавать им ваучеры на потребление газа, которые учителям будут засчитываться в получку, а "Нафтогазу" – в налоговые платежи).
Согласно программе с Фондом, бюджет на 2009 год должен быть бездефицитным, а он принят с трехпроцентным (к ВВП) разрывом между доходами и расходами. "Непонятка" и с дефицитом бюджета за прошлый год.
Официальная отчетность Казначейства гласит о том, что в прошлом году дефицит госбюджета составил 12,5 млрд грн, но при этом в отчетность странным образом не попали 10 млрд грн казначейских облигаций, которые были выкуплены Ощадбанком в предновогодние дни и которые ушли "Нафтогазу" в виде кредита, а потом, переконвертировавшись в валюту, – "Газпрому" в счет долгов за газ.
Поэтому может оказаться, что дефицит бюджета 2009 года может составить все 22 млрд грн, куда больше, нежели 9,9 млрд грн, изначально согласованные программой с Фондом. И МВФ такое разночтение действительно может не понравиться.
Дыра в "Нафтогазе" растет на глазах
Нас уже облагодетельствовали заявлением, что цены на газ (и для предприятий коммунэнерго) в 2009 году подниматься, дескать, не будут. А затем прозвучало еще одно – "Нафтогазу" необходимы в этом году 23 млрд грн нового займа, чтобы закачать газ для следующего отопительного сезона.
Это значит, что дыра в "Нафтогазе" ширится на глазах (как бы потребность в новых и новых займах ни называли – на закачку газа, на перефинансирование старых долгов (тому же Ощадбанку), но приближение президентских выборов сделало игру в популизм профессиональным качеством украинского правительства. Мы-то, быть может, обманываться и рады, вот только ли поверят этому аудиторы из МВФ?
И все же, при всех превратностях исполнения программы между Украиной и Фондом, перспектива второго транша вырисовывается – пока только в очертаниях. И только лишь благодаря фактору, который совсем не зависит от наших властей. Украина – слишком большая и значимая, чтобы позволить ей упасть.
Именно это определит судьбу второго (и последующих) транша, а не трюки с исполнением бюджетов, пируэты странного рефинансирования и пребывание первого лица НБУ вне пределов страны в то время, когда в Киеве работает миссия МВФ.