Стремительный рост цен на топливо, который наблюдался всю последнюю неделю, в ближайшее время сохранитcя. Если же ситуация вокруг Кременчугского НПЗ в течение нескольких дней не будет урегулирована, автомобилистов ожидет более серьезный скачок цен.
Такая ситуация не характерна для октября, когдаспрос на топливо падает после его пика во время осенне-полевых работ. Дизтопливо и бензин к зиме обычно дешевеют. В этом же году подорожание вызвано рекордным ростом цен на нефть (и соответственно на нефтепродукты) на мировых рынках. Напомним: в пятницу цена нефти составила $92,22 за баррель марки WTI на бирже NYMEX и $89,30 за баррель марки Brent на бирже ICE Futures.
Ситуацию существенно дестабилизирует конфликт вокруг Кременчугского НПЗ («Укртатнафта»).После того, как 19 октября «Татнефть» прекратила поставки сырья на завод, «Укртатнафта» работает вполсилы, вместо 18 тыс. т перерабатывая 7 тыс. т нефти вдень. При том, что завод обеспечивает топливом более 30% рынка, уже такое снижение объемов переработки может существенно влиять на цены. А его остановка могла бы создать серьезный дефицит нефтепродуктов на заправках.
Восстановленный в должности предправления Павел Овчаренко вот уже несколькодней обещает урегулировать ситуацию. «Завод может очень долго работать в нынешнем режиме. Поставок украинской нефти для этого хватает, остальное будетдокуплено в России. В течение недели все вопросы снимутся»,— заявил он вчера. Правда, добавил господин Овчаренко, переговоры с российскими нефтяными компаниями сейчас блокируются татарскими акционерами «Укртатнафты». Источник «і» на заводе сообщил, что законтрактованных у «Укрнефти» 170 тыс. т нефти хватит на 17-20 суток работы в минимальном режиме. Первый замгендиректора «Татнефти» Наиль Маганов подтверждает, что компания не намерена возобновлять поставки нефти до тех пор, пока в кресло предправления завода не вернется Сергей Глушко. По словам господина Маганова, «Татнефть» предупреждает банки и другиекомпании о возможных действиях нелегитимного, по мнению татарских акционеров, руководства завода. Замгендиректора «Татнефти» оценивает убытки НПЗ от снижения объемов переработки в $4-5 млн. ежедневно.
По словам коммерческого директора компании «Вик Ойл» (сеть АЗС «Укртатнафта») Станислава Таранчука, сеть уже ощущает на себе недоотгрузку топлива с завода. Запасов пока хватает, но повышение цены напрямую связано с проблемами в Кременчуге, считает господин Таранчук. «Мы стараемся работать в пределах, установленных правительством. Но нам приходится понемногу поднимать цену»,— сказал он. По егословам, при нынешних запасах заправки смогут еще дней 10-15 чувствовать себя спокойно. Но если ситуация с «Укртатнафтой» в долгосрочной перспективе не изменится, цены могут вырасти очень существенно, поскольку недостающий объем топлива придется замещать более дорогостоящим импортом.
В некоторой степени компенсировать недоотгрузки топлива мог бы Лисичанский НПЗ (ТНК-BP). Эксперты говорят, что завод уже увеличил поставки. В самой «ТНК-BP Украина» отказываются комментировать ситуацию. Пресс-секретарь львовской компании «Галнефтегаз» (сеть АЗС «ОККО») Олесь Пограничный обращает внимание на то, что снижение производства на Кременчугском НПЗ может вызвать дефицит низкооктанового бензина, поскольку заместить его импортом будет особенно сложно. По егословам, пока «Галнефтегаз» не почувствовал недостатка нефтепродуктов, и на цены более сильно влияют мировые котировки. С этим согласен и пресс-секретарькомпании «ЛУКОЙЛ-Украина» Валерий Рясик.
По словам пресс-секретаря Минтопэнерго Константина Бородина, на совещании с нефтетрейдерами в пятницу стороны договорились о неизменности нынешних розничных цен до 1 ноября — даты публикации очередного бюллетеня экспертно-аналитической группы, по мнению которой, сейчас средние розничные цены на нефтепродукты в Украине должны составлять для бензина марки А-95 — 4,66 грн./л, дизтоплива — 4,24 грн./л.
По мнению экспертов, как мировые, так и украинские цены на топливо определяются скорее ожиданиями. Украинские трейдеры могут продавать бензин дороже, не будучи уверенными в дальнейшей стабильной работе «Укртатнафты». В принципе, запасы еще позволяют держать цену в рамках, однако в ожидании возможного дефицита компании могут страховать риски. Согласно аналитическому отчету компании Erste Group, подорожание нефти на мировых биржах вызвано спекулятивными, а не фундаментальными факторами. В частности, нефть дорожала на разговорах о снижении запасов в США и ожидании разрешения турецко-курдского конфликта. Аналитики компании прогнозируют стабилизацию ситуации с нефтью до конца года. Однако другие эксперты говорят о возможности подорожания сырья до $100за баррель, а такие прогнозы могут также провоцировать нынешний рост цен на нефтепродукты. Учитывая, что мировые тенденции влияют на украинский рынок слагом 2-3 недели, отечественные потребители до Нового года будут продолжать чувствовать на себе результаты мировых колебаний.
Эксперты прогнозируют еженедельный рост цен на бензин А-95 на 2%, на дизтопливо и низкооктановый бензин — на 4-6%.