Статус столицы европейского государства требует от Киева соответствия ряду сложившихся в мировой градостроительной практике критериев, отличающих административный центр страны от всех прочих ее городов. Это, в свою очередь, определяет перспективные планы его развития.
Главный градостроительный закон столицы - действующий Генеральный план перспективного развития Киева до 2020 года - определяет перспективы застройки города. По словам Владимира Чекмарева, главного архитектора проекта ООО «Киевпроект», директора ДП «Институт Киевгенплан», основное направление, в котором в перспективе будет развиваться Киев - это Юго-Западное. Помимо освоения городских территорий, именно здесь запланировано создание около 15% всех строительных объемов. Примерно 5% таковых появится в направлении Вышгорода, и столько же в районе Ходосовки.
В соответствии с программой, предусмотренной для реализации до 2012 года, планируется завершить освоение всех свободных территорий на Левом берегу Киева: застройка Троещины, частичная реконструкция пятиэтажек, и освоение Южного направления – Осокорки-центральные и Осокорки-южные. Далее будет развиваться Правый берег, преимущественно в Юго-Западном направлении.
Расширение площадей городской застройки и увеличение ее концентрации требует соответствующего развития и транспортной инфраструктуры города.
Сегодня в Киеве около 60 км метро, а к 2020 году его протяженность планируется удвоить. Намечено продлить Куреневско-Красноармейскую линию - в сторону Теремков -3 (12 км – 8 станций), Сырецко-Печерскую - до проспекта «Советской Украины» (6,6 км – 4 станции), линию в сторону Харьковской площади – до станции «Вокзальная» (5,9 км-4 станции). Самое главное направление это Подольско-Воскресенская линия – от станции Соломенская до Братиславской (14,6 км – 12 станций). Генпланом также предусмотрено строительство Левобережной наземной линии метро Троещина-Осокорки (18,6км – 14 станций).
Как известно, города на реках имеют свои особенности развития. Практическая транспортная доступность находящихся за рекой районов определяет многое – в том числе и реальную ценность их для города, как и стоимость расположенной там недвижимости.
Однако, если сооружение подземных путей в Киеве хоть и с трудом, но двигается, то строительство мостов – еще более дорогое и ответственное, весьма проблематично. «Левый берег Киева имеет линейную схему развития, правый берег – центрическую, поясняет Владимир Чекмарев.- Если продолжать развивать Киев по линейной схеме аналогично Нью-Йорку или Волгограду - при этом все транспортные пути инженерные схемы как бы вытягиваются вдоль берега - тогда для обеспечения жизни города необходимо максимальное количество мостов. Но развитие Левого берега Киева по линейной схеме ограничивает два фактора: лесопарковый пояс и промышленная зона. В соответствии с выбранной схемой развития Правого берега по центрическому принципу, при расчете потребности в мостах мы учитывали три основных фактора: финансовое обеспечение, возможность строительной базы и количество площадок необходимое для функционирования метрополитена. Исходя из расчета, получилось, что Киеву необходимо еще три моста».
Сооружение Подольского мостового перехода планировалось еще в 1974 году. Построен он должен был быть уже давным-давно, но – по ряду причин – этого пока не произошло.
Второй мост должен пройти в районе Украинки. В этом же районе Генпланом предусмотрено строительство большой (третьей) объездной дороги.
Кроме того, «Киевгенплан» предлагал построить отрезок железнодорожного пути Васильков-Подгорцы, что сделало бы возможным направить грузопоток от Фастова в обход Киева, а железную дорогу на территории Киева предлагалось использовать для внутренних перевозок пассажиров. Но предложенное поддержки не получили, а вместо этого активно ведется строительство Дарницкого автомобильно-железнодорожного моста, который Генпланом не предусмотрен.
Николай Демин, один из самых авторитетных градостроителей столицы, который был в числе разработчиков предыдущего Генплана Киева, утверждает, что действующий документ определяет не только перспективы на указанный срок, а фактически указывает путь вперед на неопределенное будущее – условно на 50-70 лет. В этом случае речь не может идти о деталях, которые, безусловно, меняются достаточно быстро - можно говорить только о принципиальных направлениях функциональных и архитектурно-планировочных решений, об условиях, в которых люди будут жить через десятки лет. При этом необходимо учитывать темпы роста населения, пределы экономического и территориального роста города, а также колоссальную инерцию градостроительных процессов.
При составлении Генплана столицы определяющим является принципиальный взгляд: каким должен быть Киев, политическая и культурная столица Украины, административный центр страны. «Для того чтобы определить параметры будущего Киева, - поясняет Николай Демин, - нужно оценит несколько показателей». Среди них –потребность и вероятность увеличения и концентрации населения в городе. По словам эксперта, жилой фонд Киева должен увеличиться примерно в 2 раза, чтобы достичь среднеевропейских показателей обеспечености жильем.
Но при этом необходимо развивать и общественные функции, которые позволяли бы украинской столице выйти на уровень современных городов. «Например, в Нью-Йорке только на Бродвее – полторы тысячи театров, в Москве (только в центре) – 150, в Киеве же – не более полутора-двух десятков. Аналогичная ситуация и с другими общественным объектам – концертными залами, спортивными сооружениями … Сегодня в Киеве невозможно провести ни крупной международной конференции, ни международного спортивного состязания», - утверждает Николай Демин.
Очевидно, что развитие столичных функций требуют территорий и не на Троещине, Оболони, или в Осокорках, а непосредственно в центре города - его историческом ядре. Именно эти земельные участки очень важны для возможности развития общественной и государственной функции столицы. Причем для этого нужны даже не десятки - сотни гектар. И если сегодня у государства нет средств строить объекты государственного значения, городские власти, по мнению Николая Демина, обязаны резервировать такие участки. Между тем сейчас эти территории раздаются под объекты, которые не имеют никакого отношения к развитию административной функции столицы, тем самым создавая Киеву проблемы в будущем.