Строительный крепеж - это обобщенное название приспособлений для соединения (крепления) элементов машин, строительных сооружений, различных конструкций.
К крепежным деталям обычно относят: болты, винты, шпильки, гайки, гвозди, шурупы, заклепки, само-резы, дюбеля, анкера и тому подобные изделия, а также вспомогательные детали, например, шайбы и шплинты.
В строительном крепеже выделяют две основные группы. К первой относят метрические изделия (болт, винт, гайка и т.п.), то есть крепежные детали, имеющие определенный шаг резьбы. Во вторую группу включают различные виды и конфигурации таких приспособлений, как шурупы, саморезы, дюбеля, анкера и тому подобное. В обеих группах выделяют так называемый бытовой крепеж, который, в отличие от производственного, используется в быту и часто помимо крепления выполняет и декоративную функцию.
В значении "строительный крепеж" часто употребляется понятие "метизы". Но здесь существует некоторая путаница в терминологии для обозначения металлических и метрических изделий. В первом случае это понятие оказывается более широким, чем понятие крепежа, и в некоторых прайсах можно встретить в рубрике "Метизы", например, ворота или другие металлические конструкции, ножи, пилы и тому подобное. Во втором случае это понятие более узкое, обозначающее метрику как одну из групп крепежных деталей. Чаще в метизы вкладывают именно это значение.
К метрическим изделиям относятся болт, гайка, винт, метрическая шпилька и тому подобные детали.
В последнее время на рынке строительных фиксирующих и соединительных элементов появился новый элемент крепления в металле - клепальная гайка, другими словами, это усовершенствованная бонка. Но недостаток хорошо известной бонки в том, что для закрепления ее в металл требуется возможность доступа с двух сторон, а после установки бонку необходимо развальцевать, зачистить. Изготавливают бонки, как правило, в необработанном виде: устанавливают на изделие перед покраской, что затрудняет вкручивание винтов или болтов при сборке, так как резьба в этом случае забивается краской. Преимущество клепальной гайки по сравнению с бонкой в том, что ее можно ставить на окрашенную поверхность, так как в этом случае используют или стальные изделия, обработанные оцинкованном, или алюминиевые. А при желании их можно изготавливать из нержавеющей стали.
Использование клепальной гайки значительно экономит время и деньги при сборке изделий, ведь технологический процесс намного упрощается - не требуется доступ к поверхностям с двух сторон. Если же необходимо выполнить крепление на трубе, квадратном профиле, тонком металле на готовом окрашенном изделии, то надо всего лишь просверлить отверстие, вставить в него клепальную гайку и затянуть. Внутреннюю часть гайки можно представить с двух частей: деформируемой и неизменной, имеющей внутреннюю метрическую резьбу. Крепится клепальная гайка с помощью специального инструмента, имеющего съемную двигающуюся метрическую шпильку (поставляется в комплекте по 4 штуки разным диаметром). На шпильку накручивается клепальная гайка, которая вставляется в отверстие и разжимается. Различают несколько видов клепальных гаек.
По используемому материалу такие гайки подразделяют на стальные, алюминиевые и из нержавеющей стали. По типу головки клепальные гайки классифицируют на плоские и потайные. По форме наружной поверхности клепальные гайки делятся на цилиндрические, шестигранные и рифленые.
Клепальная гайка имеет широкую область использования. Ее применяют в автомобилестроении, самолетостроении, судостроении, строительстве, приборостроении, торговом оборудовании и так далее. По отзывам сотрудников предприятий, которые перешли на применение клепальной гайки, производительность труда увеличилась до пяти раз, при этом качество выпускаемой продукции соответствует международным стандартам.
На украинском рынке представлены клепальные гайки итальянской компании "BRALO". Политика этой компании в области качества производимой продукции выполняется на всех фазах производства, начиная с выбора и заканчивая послепродажным обслуживанием согласно стандарту ISO 9002. Девиз фирмы BRALO: изделия высокого качества по разумной цене с первоклассным обслуживанием.
Болт - это обычный стержень с шестигранной или квадратной головкой и резьбой для навинчивания гайки. Болты бывают с полной и неполной резьбой. Согласно европейским стандартам, они имеют код DIN 933 для болта с полной резьбой, и DIN 931 - для болта с неполной резьбой. Болты с полной резьбой необходимы для скрепления сразу нескольких деталей. Кстати, как отмечают специалисты, в последнее время спрос на них увеличился.
Одной из разновидностей являются болты для крепления мебели. Они обычно имеют круглую головку и подголовник или ус снизу. Таким образом, болт не нужно вкручивать, он фиксируется за счет того, что н дерево входит ус или подголовник и снизу поджимается гайкой.
Винтом называется стержень с головкой (обычно имеет шлиц под отвертку) и резьбой. Винты производятся как с потайной, так и с полукруглой головкой. Первые применяются в тех случаях, когда их не должно быть видно на поверхности. Как правило, винты используются для присоединения детали к какой-либо поверхности.
Метрическая шпилька представляет собой стержень с резьбой на обоих концах, один из которых ввертывается в основную деталь, а другой пропускается через отверстие в закрепляемой детали, и на не навинчивается гайка. Иногда детали скрепляются шпилькой, на оба конца которой навинчиваются гайки. Шпильки бывают различной длины. Как правило, применяют метровые и двухметровые шпильки. Сейчас метрические шпильки применяются также при креплении подвесных потолков.
Гайка - деталь с внутренней резьбой, образующая винтом (болтом) винтовую пару. Крепежные гайки, навинчиваемые на болт или шпильку, составляют болтовое соединение. Существует множество различных видов гаек. Например, колпачковая гайка применяется в том случае, если на болт не должна попасть пыль Такая гайка защищает болт от ржавления и выполнять декоративную функцию.
Одним из видов гайки является так называемая гайка-удлинитель. Высота такой гайки составляет около 30 мм в отличие от обычной, высота которой 7-8 мм. Таким образом, две детали можно скрепить с помощью болтов, вкрученных с обеих сторон и соединенных между собой гайкой-удлинителем.
Для антикоррозии крепеж покрывают цинком или хромом. У нас чаще используют цинк - он дешевле и практичнее. Покрытый крепеж дороже на 20 %, но служит в два раза дольше. Поэтому покрытый крепеж пользуется большим спросом. По словам торгующих крепежом, каждый второй заказ - это покрытый крепеж.
Крепеж из нержавейки обычно применяют в пищевой промышленности. Но в Украине такой крепеж практически не производится.
Шайба - это диск с отверстием, который подкладывается обычно под гайку, головку болта для увеличения опорной поверхности, защиты поверхности деталей от "задиров" при затягивании гайки, предотвращения ее самоотвинчивания. Чтобы избежать самоотвинчивания гайки, часто применяется гровер - пружинная шайба. Используются также контргайки с полипропиленовой втулкой, которая не дает гайке отвинчиваться.
Шплинт - это круглый или овальный, сложенный пополам стержень для соединения слабонагружаемых деталей, а также для предупреждения самоотвинчивания гаек. Шплинт вставляют в отверстие, а затем выступающие концы отгибают в стороны. Обычно шплинты используют и машиностроении, чтобы хорошо зафиксировать вращающиеся детали, например, в рулевых тягах.
Заклепки служат для крепления двух деталей методом склепывания. Крепление происходит за счет деформации металла. Широкое применение в последнее время находят отрывные заклепки. Это стержень со стальной или алюминиевой втулкой и шариком на конце. Существует специальное приспособление для установки таких заклепок, которое надевается на штырь. Благодаря ему шарик входит внутрь втулки и раздвигает ее. При обычном усилии, шарик отрывается, штырь выходит, таким образом, соединение расклепывается.
Шуруп - это стержень с головкой и острой резьбой в зависимости от применения может быть с потайной, Полукруглой или шестигранной головкой. Универсальные шурупы используются практически в любой отрасли. Существуют шурупы для дерева и для метала. Шурупы для металла имеют меньший шаг резьбы но сравнению с шурупами для дерева.
Сейчас используются шурупы как зарубежного, так и отечественного производителя. Импортные в полтора раза дороже, но качественнее. Качество же отечественного крепежа оставляет желать лучшего: часто свинчиваются головки, срезается шлиц на шурупах, плохое качество резьбы, недостаточно острый наконечник и так далее. Но отечественные потребители по-прежнему отдают предпочтение тому, что дешевле.
Саморезом называется винт с острой резьбой, который имеет наконечник-сверло или просто острый наконечник. Как и шурупы, предназначаются для дерева, металла или гипсокартона. Помимо различий в шаге резьбы, различаются сверлом: маленькое сверло для дерева, большое " для металла. Саморезы для гипсокартона имеют потайную головку, так как при креплении гипсокартона к стене не должно быть выпуклости от шляпки. Саморезы для металла могут быть как с потайной головкой, так и с полукруглой - под отвертку, обычно с шайбой.
Широкое применение сейчас находят кровельные саморезы. Сегодня это одно из перспективных направлений в строительном крепеже. Саморезы для металлочерепицы имеют шестигранную головку, окрашенную под цвет черепицы (цвет определяется по RAL или RАNILLА).
Существуют также саморезы для металлопластиковых окон.
Дюбель - это приспособление, которое вбивается в стену или основную деталь, в него ввинчивается шуруп или винт, при этом дюбель расширяется и вынуть его невозможно.
Дюбеля бывают металлическими и пластмассовыми. Металлические применяются для плотных материалов (например, бетон), пластмассовые - в основном для дерева. В металлическом дюбеле расширение меньше, чем в пластмассовом, он выдерживает большие нагрузки и применяется для тяжеловесных конструкций. Конечно, стоит металлический дюбель значительно дороже.
Существуют дюбеля с полипропиленовыми или нейлоновыми втулками. Нейлоновые дюбеля более практичны. Но и цена на них значительно выше по сравнению с другими. Используются такие дюбеля для крепления тяжелых конструкций.
Нейлоновый дюбель может выдержать нагрузку 225-450 кг " для бетона В25 и 160-380 кг " для кирпича. Что же касается стального распорного дюбеля, то ему можно доверить массу 1000-5500 кг (для бетона В35).
Универсальный полиэтиленовый дюбель выдерживает, в зависимости от размера и модификации, максимальную нагрузку в среднем от 80 до 750 кг - для бетона класса прочности В25, 80-340 кг - для кирпича, 80-160 кг - для пустотелого кирпича, 20-45 кг - для гипсокартона.