Интернет или печать?

Интернет или печать?

«Я бы не переоценивал экспансии интернетовских средств массовой информации в ближайшее время»

Бурное развитие Интернета вывело на ведущие роли в журналистике электронные издания. Хотя по количеству аудитории они еще значительно уступают печатным СМИ и телевидению, но уже играют значительную роль в обществе. В то же время, на Западе уже заговорили о появлении новой формы медиа – гражданской журналистики, которая могла бы вытеснить и печать, и телевидение, и Интернет-издания.

Юрий Владимирович, недавно под вашим руководством вышел новый еженедельник «Український тиждень». Какие причины подтолкнули Вас основать именно украиноязычное издание, ведь это новый тренд украинского медиа-пространства?

Есть объективные и субъективные причины. Объективно, русскоязычный рынок изданий в Украине переполнен. На этом рынке уже есть удачные проекты «Корреспондента», «Фокуса», «Профиля» и других. Существует много русскоязычных деловых изданий, которые также перекрывают сегмент рынка «общих интересов». В украинском сегменте рынка не так тесно. Есть «Новинар» и «Главред». Но, в отличие от них, у нас нет такого акцента на политику в пошаговых деталях. Субъективная причина вопроса, хотя с русским языком у меня все нормально, состоит в том, что мне интереснее делать украиноязычный проект.

Я планирую, что в нашем журнале будет акцент на темах, связанных с украинской идентичностью и процессами, которые можно описать как становление украинской политической нации. В то же время, это не будет изданием для ученых, у нас амбиции сделать его доступным для широкого круга читателей. Я думаю, что писать о всех этих вещах именно на украинском языке будет логичным. Хотя журнал будет направлен не только на исключительно украиноязычного читателя. Наша потенциальная аудитория – это люди, которые в быту говорят на русском языке, но политически осознают себя украинцами и считают себя частью нашего общества.

На ваш взгляд, пока печатные издания могут чувствовать себя нормально? Интернет-издания их не вытеснят из рынка?

Для многих людей по всему миру Интернет уже стал неотъемлемой частью жизни. По разным оценкам, в Украине глобальной Сетью пользуются от 5 до 20% людей. Сюда входят и те, кто пользуются ею в Интернет-клубах. Интернетизация украинцев пока недостаточна.

Известно, что, когда появилось телевидение, все говорили, что радио умрет. Этого не случилось. Говорили и о смерти кино и театра. Но этого тоже не случилось. Другими словами, новые носители информации эволюционно дополняют уже существующие. Думаю, с Интернет-СМИ будет та же ситуация. Печатная пресса исчезнет ой как не скоро, ведь она является не только суммой информации, а целым ритуальным процессом.

Какое Ваше видение развития медиа в Украине в соотношении печатных изданий, Интернет-изданий и телевидения?

Это будет в значительной мере зависеть от развития технологий в Украине. Сможет ли кабельное телевидение покрыть все жилые районы в крупных городах, смогут ли большинство людей позволить себе нормальный компьютер?

С другой стороны, есть разрыв между поколениями. Старшие люди вряд ли пока откажутся от привычных источников информации. Поэтому я бы не переоценивал экспансии Интернета в ближайшее время.

На Западе начинают говорить о развитие гражданской журналистики, как следствия бума цифровых технологий. Смогут ли люди, оперативно оповещающие о происходящем в любой точке Земли, вытеснить привычные нам средства массовой информации?

Я в это не верю. Во-первых, гражданская журналистика никак не верифицируется. Людям нравится то или иное издание, они читают того или иного автора. Пока что гражданская журналистика проявляется лишь в блогосфере в Интернете. А там большинство людей просто прячутся под псевдонимами. Вы никогда не будете знать, правда ли там написана, насколько там адекватные оценки событий.

Журналистика, как институт, и СМИ, как институт, в значительной мере завязаны на репутации. В блогосфере это игнорируют. Пишущие в блогосфере, скорее, принимают желаемое за действительное.

Первый взрыв блогосферы случился во время трагедии в Новом Орлеане несколько лет назад. Тогда город был отрезан от всего мира, а через Интернет люди могли общаться. В той ситуации от очевидцев можно было узнавать подробности, которые другими средствами добыть было не реально. Журналисты ведь туда попасть не могли. Тогда действительно была чрезвычайная ситуация, такая практика в нормальной жизни не подойдет.

Во-вторых, сами участники блогосферы не очень способствуют тому, чтобы их среда была источником информации. Пока обсуждение любой темы в блогах к десятому посту сводятся к личным спорам типа «Ты козел! – Сам козел!». Я не думаю, что эта информационная среда сможет перетянуть на себя функции СМИ. Гражданская журналистика сможет стать массовой, но средством не информации, а эмоций.

Дата публикации: 13.03.18