Кольцевая – озолотит

Новая столичная окружная дорога обойдется государству в несколько раз дороже, чем предполагалось. Для строительства магистрали нужно 14 тысяч гектаров земли, большая часть которой находится в руках частных собственников.

Стали известны детали строительства новой столичной окружной дороги — самого дорогого инвестиционного проекта на ближайшие 10 лет. Ранее чиновники рассчитывали, что стоимость строительства магистрали составит 25 миллиардов гривен. Но как оказалось, это далеко не все. Чтобы проложить 213 километров суперсовременной трассы, необходимо 14 тысяч гектаров земли. А большая часть участков, которые расположены по ходу будущей дороги, находятся в руках частных собственников.

Эти земли придется выкупать. Учитывая, что сегодня средняя стоимость сотки земли в окрестностях Киева колеблется от 3 до 10 тысяч долларов, государству придется искать еще как минимум 25 миллиардов гривен для компенсации нынешним собственникам участков.

По уже существующим дорогам пройдет 65 из 213 километров будущей окружной трассы. Но даже в этом случае территорию вдоль магистралей придется выкупать, поскольку количество дорожных полос будет увеличено. На сегодняшний день большая часть дорог состоит из четырех полос, а планируется увеличить их до шести, а на некоторых участках даже до восьми. К тому же, по правилам, строители должны обустроить специальную зону вокруг дороги.

Нужного закона нет

Государство с оценкой земель, необходимых для строительства, не спешит. "Оценки еще не было, потому что нет закона, позволяющего изымать землю", — объясил министр транспорта Иосиф Винский. Хотя правительство работает в этом направлении. В парламенте уже регистрированы законопроекты, которые позволяют решать проблему изъятия земель для госнужд. Этим вопросом первым начал заниматься Николай Рудьковский, который был министром транспорта до конца 2007 года.

В то же время в местных советах, по территории которых должна пройти окружная дорога, утверждают, что свободных земель практически нет. Федор Вийтенко, председатель сельсовета села Иванковичи, утверждает, что нет и клочка земли, который бы принадлежал сельсовету. "Уже распаивали там по два гектара с чем-то", — объясняет он.

Вийтенко признает, что участки зачастую не используются по назначению, то есть для ведения сельского хозяйства. При этом он уверен, что селяне с радостью отдадут землю в обмен на достойную денежную компенсацию. В Иванковичах открыто говорят, что давно ждут закона, который бы разрешил продавать земли сельхозназначения.

В Гвоздиковском сельсовете (того же Васильковского района) аналогичная ситуация. "Вся земля в частных руках", — отрапортировал сотрудник сельсовета.

Нам такие дороги дороги

В других районах столичной области положение не лучше. "Паи будут выкупаться. Свободных земель, чтобы выдавать их взамен, уже нет", — утверждает Александр Бабенко, заместитель главы Обуховской райгосадминистрации. По его словам, никаких земель запаса уже в помине не осталось. Поэтому рассчитывать на то, что собственникам паев будут предоставлены участки в другом месте, не приходится.

Минтранссвязи также придется учитывать интересы дачников, которые попадутся на пути строительства будущей дороги. Ведь в их случае придется выкупать не только землю, но и постройки. Например, в районе села Дмитровичи и Старые Безрадичи, через которые пройдет трасса, в основном находятся дачные участки, причем зачастую людей весьма обеспеченных.

Министр транспорта и связи Иосиф Винский заверяет, что здания при строительстве дороги практически не будут затронуты. "Дорога не заходит ни на одно жилое строение, — уверен министр. — Только паевые земли и одна недавно построенная дача". Где находится эта дача и кому она принадлежит, Иосиф Винский не уточнил.

На местах тем временем уже готовятся торговаться с государством. Владимир Горбик, исполняющий обязанности главы Макаровской райгосадминистрации, говорит, что для проведения оценки стоимости земли необходимо найти структуру, которая не имеет никаких финансовых интересов вокруг проекта строительства дороги. Чиновник проговорился, что в районе уже работают иностранные оценщики, которых, по-видимому, пригласили компании, владеющие землей, на которую может претендовать государство.

Кольцевая дорога — экологическая блокада

А вот в городе Украинка Обуховского района кольцевую дорогу видеть вообще не хотят. Там считают, что ее можно перенести немного севернее города. Но там — земли, которые успели прикупить ряд крупных компаний. "Несколько известных бизнесменов решают судьбу города", — возмущается Наталья Касимович, секретарь Украинковского горсовета.

По ее словам в Украинке была проведена комиссия по исследованию экологического влияния трассы на городскую среду. Эксперты пришли к выводу, что дорога навредит экологии Украинки. По словам Натальи Касимович, если будет построена дорога по существующему проекту, то город окажется в экологической блокаде. С одной стороны Украинки находится Трипольская ТЭЦ и химический завод. С другой — планируется магистраль, которая будет проходить по городскому пляжу. "Мы будем требовать перенести дорогу на четыре километра на север", — обещает чиновник.