Площадь Победы застроят небоскребами [ФОТО]

Площадь Победы застроят небоскребами [ФОТО]

На градсовете 27 февраля одобрен проект строительства крупного высотного комплекса в районе площади Победы. Его возведение, наряду с другими запроектированными поблизости объектами, изменит привычный городской пейзаж и превратит этот район города в суперурбанизированную зону, застроенную 40-60-ти этажнымм небоскребами. Через лет десять улицу будет трудно узнать.

На рассмотрение членов градсовета было представлено градостроительное обоснование размещения многофункционального комплекса, включающего офисы, жилые здания, торгово-развлекательные учреждения и парковки на ул.Златоустовской 11, на месте существующей ныне табачной фабрики. Заказчик - ЗАО «Нест-Ханнер» - и проектировщик – творческая архитектурная мастерская «А.Пашенько» (главный архитектор проекта - Андрей Пашенько) – проанализировали градостроительную ситуацию всего квартала и прилегающих к нему территорий и разработали концепцию самого проекта.

Как сообщил автор, еще в 2005 г. группа инвесторов задумала реконструировать квартал, расположенный между бульваром Шевченко и улицами Златоустовской, Черновола и Павловской. Здесь расположены жилые дома, детские сады и школа, два проектных института, а ключевыми площадками для реконструкции стали территория табачной фабрики, участок дирекции по обслуживанию иностранных представительств и земля хлебокомбината. По программе группы инвесторов, после выноса предприятий на их месте будет построено жилье и общественные здания. Представленный комплекс располагается как раз на территории табачной фабрики площадью 2.5 га и будет иметь подходы от бул.Шевченко и ул.Златоустовской.

По словам А.Пашенько, анализ транспортной ситуации показал, что «конфликта нет». Согласно перспективной транспортной схеме Киева, на площадь Победы со стороны Крещатика должен выходить тоннель, который разгрузит бул.Шевченко. Улица Златоустовская будет расширена. Кроме того, сквозь весь комплекс поперек квартала будет пробита новая улица - транспортная ось с ограниченной скоростью движения, чтобы не привлекать транзит. Новая станция метрополитена Подольско-Воскресенской линии откроется совсем рядом на бул.Шевченко.

Комплекс будет представлять собой небольшой, замкнутый внутрь городок со зданиями различной высоты, и площадью в центре. Его общая площадь 280 тыс. кв. м. Это 70 тыс. кв. м развлекательно-торговых заведений в пятиэтажном стилобате, 50 тыс. кв. м офисов в 45-этажной башне; 45 тыс. кв. м жилья в 24-этажных домах, выходящих на ул.Златоустовскую; гостиница площадью 17 тыс. кв. м. Под всей территорией запроектирован многоуровневый паркинг на 2500 автомобилей. Как объяснил автор, идея замкнуть комплекс вовнутрь возникла из-за дезорганизованности и многофункциональности самого квартала – эту идею посоветовали консультанты, американские специалисты, имеющие опыт проектирования крупных объектов в крупнейших мегаполисах мира.

Члены градсовета высказали ряд замечаний к проекту, в частности, все отметили, что его центральную улицу следует сделать полностью пешеходной, а обслуживающий транспорт пустить по периметру, что, кстати, обеспечит достаточно въездов в громадный паркинг. Но фактически никто не подверг сомнению возможность размещения здесь такого крупного высотного объекта. Уже четко вырисовывается композиция всего проспекта Победы, на котором, начиная от площади Победы, последовательно выстраивается цепь высотных зданий. Эта зона города вполне пригодна для урбанизации. Но все-таки неразрешимым пока вопросом остается транспорт. Даже если будет построен тоннель (что возможно, позволит сохранить бул.Шевченко в неприкосновенности), дальнейшая трасса останется перегруженной – это происходит уже сейчас, когда объектов нет.

Но должны ли транспортные проблемы ограничивать развитие города? В центральной части это неизбежно, но есть допустимые для застройки, но недоступные места. И хотя директор музея «Киевская крепость» Вячеслав Кулинич посетовал по поводу проекта, что «это не Киев, зачем мы уродуем собственный город?» - его, в общем-то, никто не поддержал. Проект, по мнению большинства, позволит начать полезную реконструкцию квартала, создать в нем пешеходную и парковую зону, разместить стоянки транспорта. «Этот квартал Главкиевархитектура должна взять под свой контроль и диктовать идеи заказчикам», - предложил член совета Алексей Брыль.

Но как быть с транспортом? По мнению архитектора Евгения Лишанского, Киев стоит перед проблемой, похожей на ту, что возникла перед европейскими городами в XIX веке. Радикальнее всех она была решена в Париже – старые кварталы были снесены и на их месте создана система широких проспектов (кстати, тогда и зародилось движение за охрану исторического наследия). В XX веке проспекты дополнила система тоннелей.

Есть и другой путь: Лондон не пошел по пути сноса и теперь въезд автомобилей в центр города категорически ограничен. В Нью-Йорке благодаря делению города на небольшие кварталы выдерживается оптимальное соотношение между площадями застройки и дорожной сети. «Чтобы город нормально работал, необходимо иметь 4,5 км улиц на 1 кв. км. (100 га) территории. Что касается Киева, то сеть его улиц создавалась не для автомобилей, а для извозчиков. Сомневаюсь, что мы сможем поступить, как Осман в Париже. Придется воспринимать планировку города как данность», - подвел итог Е.Лишанский и настоятельно предложил пригласить для решения транспортных вопросов Киева опытных зарубежных специалистов.

Кроме того, по его мнению, в Киеве слишком большие кварталы. "В большом городе они должны бытьменьшей площади. Тогда длина уличной сети будет больше", - констатировал архитектор.

Главный архитектор Киева Василий Присяжнюк вынес положительный вердикт по проекту, с учетом замечаний членов градсовета. Приоритетом должно стать создание на территории комплекса полноценной озелененной пешеходной зоны – таких в Киеве на сегодня практически нет.