Чем грозит нецелевое использование земли

Чем грозит нецелевое использование земли

Не так давно Верховная Рада увеличила размеры штрафов за нарушение земельного кодекса. Однако следовать закону и разобраться что и где можно строить, а что и где нельзя, бывает довольно непросто. Классификации земель посвящена глава 4 Земельного кодекса Украины, где указывается, что «земли  по основному целевому назначению разделяются на категории». Виктор Кобылянский адвокат, начальник юридического отдела компании «Вега консалтинг» обращает внимание, что слово «основному» здесь особенно важно, поскольку на практике очень часто путают основное целевое назначение с целевым назначением.

Смысл деления земель на категории определен в той же статье, где сказано «Категории земель Украины имеют особый правовой режим». Этот правовой режим включает в себя возможность отнесения определенных земель к данной категории, условия предоставления земельных участков в собственность или пользование определенным лицам, виды целевого назначения земель в данной категории, ограничения на их использование и многие другие факторы.

Категории земель

В соответствии с классификацией, таковых всего девять:
•  земли сельскохозяйственного назначения;
•  земли жилищной и общественной застройки;
•  земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
•  земли оздоровительного назначения;
•  земли рекреационного назначения;
•  земли историко-культурного назначения;
•  земли лесохозяйственного назначения;
•  земли водного фонда;
•  земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Как видно, последние слова в последней категории не исключают возможность существования каких-либо еще категорий земель. Следуя логике, любой участок, не попадающий в первые восемь категорий, автоматически окажется в девятой.

Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Они же устанавливают и конкретное целевое назначения для каждого участка. Это происходит при предоставлении такого участка в собственность или пользование.

Самая популярная

Таковой, безусловно, является категория земель жилищной и общественной застройки. В главе 6 Земельного кодекса есть определение: «К землям жилищной и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилищной застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования». Таким образом, очевидна невозможность законного получения земельного участка для строительства офисного центра или админздания за пределами населенных пунктов.

Внутри категории земель жилищной и общественной застройки выделено несколько отдельных видов целевого назначения земли:
• строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок);
• индивидуальное гаражное строительство;
• жилищно-строительные (жилищные) кооперативы;
• гаражно-строительные кооперативы;
• многоквартирные жилые дома.

По словам Виктора Кобылянского, этим перечнем возможные виды целевого назначения не ограничиваются. Это очевидно хотя бы по той причине, что среди не упомянутых оказались административные (офисные) здания, больницы, театры, объекты торговли и услуг. Все они (точнее земельные участки под ними) безусловно, попадают в рассматриваемую категорию.

К сожалению, отсутствие нормативно определенных видов целевого назначения создает определенные сложности в оформлении прав на землю для застройки. Правда, существует Украинский классификатор целевого использования земель. Но документ этот безнадежно устарел, так как утверждался еще до принятия ЗКУ. Кроме того, он не имеет силы нормативного акта, поскольку утвержден письмом Госкомзема Украины от 24.04.98 г. №14-1-7/1205. Поэтому на практике определение целевого назначения земельного участка часто зависит от понимания действующего законодательства чиновником. Но в любом случае формулировка вида «для строительства и обслуживания (наименование объекта)» будет правомерной.

Нарушителей -  к ответу

Виктор Кобылянский обращает внимание на весьма строгое отношение законодательства к порядку установления и изменения целевого назначении и отмечает, что его нарушение является основанием для:
•  признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам;
•  признания недействительными сделок относительно земельных участков;
•  отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;
•  привлечения к ответственности граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.

По словам Станислава Горбатовича, начальника управления Госкомзема Украины, граждане и юридические  лица  несут гражданскую,  административную  или  уголовную  ответственность согласно законодательству за  невыполнение  требований относительно использования земель по целевому назначению.

Согласно  Кодексу Украины об административных  правонарушениях,  использование земель не по  целевому назначению,  невыполнение природоохранного режима  использования земель,  размещение,  проектирование, строительство и введение в действие объектов, которые  отрицательно влияют на состояние земель,  неправильная  эксплуатация, уничтожение  или повреждение  противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных  лесонасаждений  тянут  за собой  наложение  штрафа.

В апреле Верховная Рада увеличила размеры штрафов за нарушение земельного законодательства. В частности, увеличены штрафы за порчу и загрязнение сельскохозяйственных и других земель (с 8-15 до 10-20 необлагаемых налогом минимумов) за нарушение правил использования земель (с 3-12 до 15-20 и с 10-20 до 15-30 необлагаемых налогом минимумов). Также введена новая статья об ответственности  за снятие и перенос грунтового покрытия земельных участков без специального разрешения.

Кроме того, Уголовный кодекс Украины  предусматривает уголовную  ответственность  за нарушение  или порчу земель веществами, отходами или  другими материалами,  вредными  для жизни и здоровья людей или окружающие среда.  Такие нарушения,  могут повлечь за собой не только уплату соответствующего штрафа, но и лишение виновного права занимать  определенные должности или осуществлять определенную деятельностью на срок до трех лет.